ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Метод прогнозирования – это способ, алгоритм разработки прогноза.
Специалисты насчитывают около 200 методов прогнозирования, но на практике применяется примерно 10 – 15. Существуют различные классификации методов прогнозирования. Особенно популярна классификация по степени формализации, согласно которой выделяют три группы методов: интуитивные, фактографические (формализованные) и комплексные (комбинированные). К интуитивным методам относят способы экспертных оценок, а к фактографическим – логические и математические модели. Комплексные методы включают различные отдельные способы в зависимости от целей прогнозирования, наличия информации и степени определенности связей между показателями развития. Классификация методов прогнозирования представлена на рис. 3.
Интуитивные (качественные, эвристические, методы экспертных оценок) позволяют получить прогнозную оценку состояния объекта в будущем независимо от наличия информации о его прошлом. Интуитивные методы используют также в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования, когда наблюдается высокая степень неопределенности и нестабильности функционирования объекта. Сущность методов экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Экспертные оценки применимы как для поискового, так и нормативного прогнозирования. Широко используются экспертные методы в долгосрочном прогнозировании, так как они не предъявляют к исходной информации требований, характерных для математических моделей.
Широкое применение экспертные оценки находят при прогнозировании основных направлений научно-технического прогресса, общественной и политической сфер деятельности
Методы экспертных оценок целесообразно использовать для решения следующих типовых задач: составление перечня событий в различных областях за
Рис. 3. Классификация методов прогнозирования
определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Характерные особенности методов экспертных оценок:
1) научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы;
2) применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.
Организация процедуры экспертной оценки включает несколько этапов:
– формирование репрезентативной экспертной группы;
– подготовка и проведение экспертизы;
– статистическая обработка полученных результатов опроса.
Методы экспертных оценок в свою очередь делят на две группы: методы индивидуальных экспертных оценок и методы коллективных экспертных оценок.
Методы индивидуальных экспертных оценок: метод интервью, аналитический метод, метод написания сценария.
Метод интервью заключается в установлении непосредственного контакта эксперта с интервьюером по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого интервьюер в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта давать экспромтом заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам.
Аналитический метод предполагает длительную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.
Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. В этом случае устанавливают логическую последовательность событий с целью показать, как исходя из существующей ситуации, может развиваться шаг за шагом будущее состояние объекта. В разработке сценария развития социально-экономической системы страны принимают участие специалисты разного профиля.
Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона, прежде всего, экзогенных факторов, то есть факторов, которые прогнозисты могут предвидеть, но не могут влиять на них. Это относится к разработке сценариев, как на микроуровне, так и на макроуровне. Например, любая нефтяная компания должна рассмотреть сценарии, которые исходят из различных предположений о политике правительства в отношении нефтяной импортной квоты, таможенных пошлин, акцизов на нефть, состояния регионального и мирового рынков нефти. Автомобильной фирме следует изучать сценарии, включающие описание как технического развития, так и общественного признания автомобилей разных типов, а также государственные программы строительства автотрасс и шоссейных дорог.
Метод сценария является одним из основных способов прогнозирования при структурной перестройке социально-экономической системы, и его результаты в большей степени зависят от интеллекта, уровня знаний, осведомленности и творческой фантазии прогнозистов.
Государство в прогнозах должно учитывать различные возможности хода развития внешнеполитических, внешнеэкономических и внутриполитических факторов.
Основные преимущества методов индивидуальных экспертных оценок:
– возможность максимально использовать индивидуальные способности экспертов;
– незначительность психологического давления на экспертов.
Методы коллективных экспертных оценок: метод комиссии (круглого стола), метод Дельфи, метод мозгового штурма (мозговой атаки, коллективной генерации идей), метод морфологического анализа.
Метод комиссии заключается в создании специальной комиссии, которая на своих заседаниях обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения относительно будущего состояния объекта прогнозирования.
Другой вариант реализации метода заключается в следующем. Создается рабочая группа, в функции которой входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. Затем разрабатывают вопросы для экспертов, проводят опрос и статистическую обработку материалов, которые характеризуют обобщенное мнение экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса.
Метод Дельфи является одним из наиболее распространенных методов экспертных оценок и сводится к проведению многотуровой экспертизы группы экспертов. В первом туре допускаются любые ответы в анкете, чтобы дать неограниченную возможность экспертам сформулировать свои суждения о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Руководитель группы затем объединяет одинаковые мнения, исключает второстепенные, после чего перечень суждений включается во вторую анкету.
Во втором туре опроса члены экспертной группы оценивают представленные в анкете суждения и возможный период осуществления событий. После второго тура руководитель группы подготавливает статистическую сводку мнений и дает групповую оценку.
В третьем туре члены экспертной группы получают подготовленное руководителем описание суждений и составленную статистическую сводку. На основе полученных материалов эксперты должны дать обзор всех мнений и с учетом этого высказать новые суждения о возможных состояниях объекта и времени реализации. Четвертый тур аналогичен третьему. Как только мнения экспертов начинают сходиться, опрос прекращают, и обобщенное мнение экспертов рассматривают как прогноз. Обычно анкетирование проводят в 3 – 4 тура.
Отличительной особенностью метода является заочный и анонимный опрос экспертов.
Метод мозгового штурма состоит в свободном генерировании идей группой экспертов. Необходимые условия проведения метода мозгового штурма:
– не допускается критика высказанных идей;
– приветствуется оригинальность, необычность, а также многочисленность предлагаемых концепций;
– не допускается исключать ни одну идею без детального ее анализа;
– разделение во времени процессов генерации идей и их оценки;
– приветствуется комбинация идей и их усовершенствование.
Главная задача метода – обеспечение максимальной творческой активности, душевного подъема и концентрации внимания всех участников на заданной проблеме. Для этого сначала активизируется творческий потенциал специалистов. В компании «Кодак», например, организуют специальные комнаты «смеха», где участники могут посмотреть видеозаписи выступлений известных комиков.
Основные этапы проведения метода: «разогрев», когда обсуждаются основные понятия, затем следует свободная генерация идей, завершается процесс оценкой осуществимых предложений.
Метод морфологического анализа представляет собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. Систематизация информации выполняется путем построения «морфологического ящика» в виде матрицы, в клетках которой помещают соответствующие характеристики объекта прогнозирования. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решения проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.
Метод ориентирован на целевой поиск, то есть выявление новых решений на базе полученного множества вариантов реализации составных частей объекта прогнозирования с учетом его строения (морфологии).
Для применения метода необходимо:
– методологическое обеспечение, то есть изучение специалистами структуры, содержания, правил и процедур морфологического исследования;
– информационное обеспечение, то есть подготовка информационно-справочных материалов для формирования проблемы;
– математическое и программное обеспечение, включающее в себя разработку алгоритмов и программных продуктов с целью автоматизации нетворческих процессов и облегчения творческих.
Недостатком метода является трудоемкость перебора всех возможных вариантов решения проблемы. В настоящее время отсутствуют универсальные способы объективной оценки эффективности того или иного варианта решения проблемы.
Основные преимущества методов коллективных экспертных оценок:
– выше точность результата, чем методов индивидуальных экспертных оценок;
– выше продуктивность идей.
Точность и надежность прогнозов на основе экспертных оценок достигаются:
1) тщательным подбором и проверкой компетентности членов экспертной группы;
2) проведением экспериментальных проверок компетенции всей привлекаемой к экспертизе группы путем проведения серий опытов, при которых экспериментатор знает ответ, а члены экспертной группы не знают;
3) возможной организацией проверки полученного прогноза другими методами;
4) сокращением по возможности числа прогнозируемых объектов.