Объект и предмет психологии
Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики
В настоящее время наблюдается рост интереса и внимания к проблемам психологии и педагогики – передовой теории и эффективной практике обучения, воспитания и развития. Это обусловлено рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, меняющиеся социальные параметры общества оказывают влияние на все его институты. Новые подходы к работе с человеком открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности.
Во-вторых, рост личностного самосознания граждан сопровождается рядом противоречивых явлений. А это требует новаторских подходов к обучению и воспитанию в работе с кадрами, основанной на глубоком психологическом анализе всех сторон жизни, учёбы, деятельности.
В-третьих, за последние годы психолого-педагогические науки обогатились новым содержанием. Исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, позволили выделить наиболее эффективные модели развития творческого потенциала личности и социальной группы.
|
|
Таким образом, объективная потребность общества в овладении его членами современными психолого-педагогическими знаниями, приёмами самосовершенствования совпадает с реальными возможностями научной мысли по её удовлетворению [13].
Для того чтобы быть на уровне современных требований, позволяющем успешно решать задачи, возложенные на профессионалов, необходимо в период обучения глубоко усвоить сущность, закономерности, принципы, условия и факторы формирования у человека как субъекта труда активной жизненной стратегии. Они должны всесторонне подготовиться к решению задач обучения, воспитания и саморазвития, выполнению различных обязанностей, которые выдвигает общество, конкретный коллектив. Важно определить, что является объектом и предметом психологии и педагогики, выделить общее и частное в окружающей реальности.
Объектом психологии можно назвать отдельного человека, коллектив, взаимосвязи и процессы между ними и внутри них.
Предметом психологии и педагогики являются те свойства объекта, которые необходимо выявить, чтобы успешно решить теоретические и практические задачи.
Задачи психологии обусловлены потребностями общества в обеспечении соблюдения своих интересов. Общие задачи психологии можно сформулировать следующим образом:
- проведение исследований по проблемам активизации всех сторон труда и жизни;
- выявление условий эффективной профессиональной подготовки каждого человека с учётом возможностей и потребностей общества;
|
|
- повышение роли психологии в поддержании психологического здоровья и благополучия (правопорядка, образованности, дисциплины);
- создание необходимых предпосылок и комфортных социально-психологических условий для продуктивной жизнедеятельности, раскрытия творческого потенциала личности;
- исследование проблем психологического отбора, подготовки и адаптации к различным условиям жизнедеятельности и др.
Использование методологии – учения об общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира – позволяет выделить всеобщий, общенаучный и узкодисциплинарный уровни анализа психологических процессов и явлений.
Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики. Она включает различные области психологического знания, такие как общая, педагогическая, инженерная, возрастная, социальная психология и др.
Общая психология – это отрасль психологической науки, изучающая общие закономерности, особенности развития психики в фило- и антогенезе.
Положения общей психологии, опирающиеся на данные естествознания – учения о сознании как активном отражении реальности – составляют общетеоретическую основу всех отраслей психологии.
Главными принципами психологии являются принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психологических явлений от порождающих их факторов; принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности, а также принципы активности, взаимодействия, психической целостности и др.
Психология как наука позволяет:
- глубже познать самого себя, а значит, и изменить себя;
- научиться управлять своими психическими функциями, действиями и поведением;
- лучше понимать других людей и эффективнее взаимодействовать с ними.