Отечественная историография в прошлом и настоящем

Методология исторической науки.

Методы изучения истории.

Предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания.

4. Исторические источники: понятие и классификация.

1. История это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Историческая наука зародилась в античной Греции. «Отцом истории» принято считать Геродота (V век до н.э.).

История как наука состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов, или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография рукописные памятники и старинное письмо; нумизматика монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология систему мер; флаговедение флаги; геральдика гербы стран, городов, отдельных семей; генеалогия происхождение родов и фамилий; топонимика происхождение географических названий; краеведение историю местности, региона, края и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предметом изучения отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.

История выполняет ряд социально значимых функций:

- познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

- практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса;

- социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности;

- мировоззренческая изучение всей совокупности фактов, относящихся к какому-либо процессу для получения объективной картины и обеспечения научности познания;

- прогностическая – предвидение будущего;

- воспитательная – формирование гражданских, нравственных, ценностей и качеств.

2. Метод – это способ построения и обоснования знаний. Общими для всех гуманитарных наук методами являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, социальных, идеологических), рассмотрение процесса в комплексном развитии. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений. Оба эти метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые, можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

Кроме того, в исторической науке применяются следующие специальные методы:

1) хронологический – изучение всех явлений в строго хронологическом порядке;

2) хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри них – по проблемам;

3) проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

4) синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

5) диахронный – метод периодизации;

6) системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

7) типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов;

8) сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени;

9) ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события;

10) идеографический – описание исторических событий и явлений;

11) историко-генетический – раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения;

12) анализ – мысленное разделение объекта на части;

13) синтез – соединение в единое целое ранее расчлененных элементов.

В современной исторической науке находят также применение следующие методы: статистический, метод математического анализа и социологических исследований и др.

3. Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Более двух тысяч лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистического понимания (или теологического подхода) считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Они рассматривают исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа. Основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись христианские богословы Аврелий Августин (IV-V вв.) и Фома Аквинский (XIII век).

Сторонники материалистической концепции утверждают, что материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, поэтому экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все отношения между людьми.

4. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В качестве источника могут выступать документы различного происхождения и характера; археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда и др.); сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.); письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, пресса и т.п.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. В настоящее время выделяют пять основных групп исторических источников: 1) письменные, 2) вещественные, 3) аудио-визуальные, 4) научно-технические, 5) изобразительные.

5. Изучение курса Отечественной истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Термин «историография» употребляется в двух значениях: 1) наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований; 2) совокупность исторических исследований, относящихся к какому-либо периоду или проблеме.

Собранный фактический материал требует своего объяснения. В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории России. В средние века историческая мысль развивалась под влиянием религиозной идеологии. Поэтому ведущей исторической концепцией средневекового периода была концепция провиденциализма (все происходит по воле провидения). Именно с этой точки зрения объясняются все события и явления в летописи начала XII в. – «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве», в других произведениях средневековья.

С появлением рационалистического знания историки стали искать объективные факторы в качестве определяющей силы исторического процесса. В XVIII веке в России были сделаны первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская с самых древнейших времен» Василия Никитича Татищева (1686-1756), «История Российская от древнейших времен» Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799) в 20 книгах. У истоков русской исторической науки стоял и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Татищев и Ломоносов считали, что ход исторического процесса определяют знание и просвещение.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор «Истории государства Российского». Главная мысль, которая пронизывает весь его труд – необходимость для России мудрого самодержавия. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Автор видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Он считал, что ход русской истории определяли три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий. Ученик Соловьева Василий Осипович Ключевский (1841-1911) в своем главном труде «Курс русской истории» развил идеи своего учителя. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. Близок к Ключевскому по теоретическим взглядам был историк новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1850-1933), автор «Лекций по русской истории».

Среди других наиболее известных отечественных историков новейшего времени, в том числе советского периода следует назвать Алексея Александровича Шахматова (1864-1920), Михаила Николаевича Покровского (1868-1932), Евгения Викторовича Тарле (1876-1955), Бориса Дмитриевича Грекова (1882-1953), Михаила Николаевича Тихомирова (1893-1965) и др. В советский период историческая наука в нашей стране основывалась на марксистско-ленинской концепции и формационном подходе к истории. Основоположником советской исторической науки принято считать М.Н. Покровского. Историки рассматривали исторический процесс как всеобщий однолинейный процесс, как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). Историки советского периода особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной концепции (марксистско-ленинской) существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества. Сильное влияние коммунистической идеологии на историческую науку обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок исторических событий и явлений, а также наличие многих запрещенных для изучения тем.

В настоящее время все большую популярность получает цивилизационный подход к истории. Важнейшее его достоинство – представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Среди ярких представителей и разработчиков цивилизационного подхода к истории следует назвать русских ученых Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Питирима Александровича Сорокина (1899-1968), немца Освальда Шпенглера (1880-1936), англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975) и др.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой история как наука? Из каких отраслей знания она состоит и какие функции выполняет?

2. Вспомните методы, применяемые в исторической науке. Какова сущность каждого из них?

3. В каких значениях употребляется термин «историография»?

4. Чем отличаются друг от друга формационный и цивилизационный подходы к истории?

5. Объясните содержание понятия «предмет исторической науки»?

6. В чем заключаются функции вспомогательных исторических дисциплин в изучении исторического пространства?

7. В чем заключается методология истории?

8. Какие основные группы исторических источников выделяют в настоящее время?

Литература

1. Алексеева Г.Д. Некоторые вопросы развития исторической науки в 60-80-е гг. // Историческая наука России в XX веке. М., 1997.

2. Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии // Советская историография. М., 1996.

3. Барг М.А. «Историческое время»: методологический аспект // Новая и новейшая история. 1990. № 1.

4. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

5. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

6. Барг М.А. Понятие всемирно-исторического как познавательный принцип исторической науки. М., 1973.

7. Белоус В.И., Макаров О.Ю. Теория исторической науки в ракурсе актуальных проблем историков: Курс лекций. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

8. Бордюгов Г.А. Каждое поколение пишет свою историю // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.

9. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая деятельность // Философия и методология истории. М., 1977.

10. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Философские мысли натуралиста. М., 1988.

11. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987.

12. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998.

13. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 2005.

14. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

15. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.

16. Дурновцев В.И. О содержании понятия историографический факт // Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. Калинин, 1980.

17. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980.

18. Иванов Г.М., Коршунов А.М., Перов Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1998.

19. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

20. Козлов В.А. Российская история: обзор идей и концепций, 1992-1995 годы // Свободная мысль. 1995. № 4.

21. Коломийцев В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? // Отечественная история. 1997. № 6.

22. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1913.

23. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. Соч. Т. 12.

24. Марксово наследие и современная экономическая наука («круглый стол» журнала «Вопросы экономики») // Вопросы экономики. 2005. № 1, 2.

25. Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и практика конкретных исследований / Под ред. Л.П. Репиной, Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. М., 2004.

26. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

27. На пути к современной цивилизации. Ставрополь. 1993.

28. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

29. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения // Общественные науки и современность. 2002. № 4.

30. Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 8.

31. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

32. Семенов В. Живой марксизм и его антимарксистская критика // Диалог. 2003. № 11.

33. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии. 1998. № 8.

34. Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход): Сб. ст. / К.В. Хвостов. М., 2000.

35. Формации или цивилизации? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 10.

36. Экштут С.А. Альтернативность в историческом процессе и в истории культуры. М., 2003.

37. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.


ТЕМА 2. Народы и древнейшие государства на территории России

и сопредельных регионов. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – середине XV вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: