Вопрос 2 Процессы модернизации и интеграции российского образования

Важной составной частью социальной политики многих современных государств стала модернизация образования. Модернизация образования – (англ. Modern – современный) модернизация представляет собой процесс изменения системных качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного к современному обществу.

В последние годы модернизация российского образования происходит в аспекте вхождения России в мировое образовательное пространство. В связи с чем актуализировалась проблема глобализации.

Понятие «глобализация» связывают с информационной революцией начала 1990-х гг., показывая ее как «процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых информационных технологий (М.Г. Делягин). Иноземцев В.Л. говорит о глобализации как о вестернизации и американизации.

В условиях глобализации роль образования в решении задач модернизации России является приоритетной в современной образовательной политике. Образование находится в эпицентре глобализации. Именно в вузах формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации, другими словами, – они будут строить общество будущего. От них во многом будет зависеть реальное претворение в жизнь как позитивных сторон глобализации, так и ее негативных последствий. Поэтому процесс модернизации в сфере высшего образования мы рассматриваем в связи с глобализацией.

Проблема в том, что развитие системы высшего профессионального образования РФ детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. В Национальной доктрине образования в РФ отмечено, что основной задачей государства в области образования является обеспечение интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций.

В 2001 году была принята Концепции модернизации российского образования[6], в которой отмечено, что главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Концепция модернизации образования определяет основные направления в развитии российского образования: учет тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования, укрепление образования как социального института. Образование является приоритетным национальным проектом, цель которого - ускорить модернизацию российского образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования. Механизмом реализации проекта стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, считающая плавное вхождение российских вузов в европейскую зону высшего образования, которую инициировал Болонский процесс[7]

Основная цель модернизации состоит в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, сво­бодно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специ­альности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей каждой личности в получении соответствующего образования[8].

Для достижения указанной цели решаются следующие приоритетные задачи:

1. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

2. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

3. формирование в системе образования нормативно - правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

4. повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

5. развитие образования как открытой государственно - общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Две основные проблемы, связанные с модернизацией в России: социальная и экономическая. Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями. Экономическая проблема модернизации состоит в обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве РФ и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр.). Совмещение интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы профессионального высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.

Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Но проблема в том, что национальные системы высшего образования весьма разные, привести их к единообразию весьма трудно.

Среди основных задач, сформулированных в Болонской конвенции, особое значение придается введению в действие таких механизмов осуществления заявленных целей, как

- переход на двухуровневую систему подготовки - бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate);

- введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций;

- внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

Основные вопросы возникают в связи с внедрениемдвухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр - магистр) и введением кредитной системы (ECTS).

внедрением двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса.

мобильность Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образование через всю жизнь.

Исторически сложившаяся российская модель образования строится на двух принципах.

Первый принцип – фундаментальность, интеграция науки и образования.

Второй принцип – опора на научные школы, который основатель Академгородка в Новосибирске М.А. Лаврентьев сформулировал так: “нет ученого без ученика”.

Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. За три года обучения не может идти и речи о получении фундаментального образования. “Болонский процесс” представляет опасность для элитных вузов, имеющих прямое отношение к фундаментальной науке.

На основании официальных материалов ЮНЕСКО можно выделить и анализировать следующие тенденции развития высшего образования:

1) многовариантность, многообразие, многомодельность образования;

2) стратегическая установка на образование для всех на протяжении всей жизни;

3) постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям;

4) развитие опережающего, инновационного обучения;

5) преодоление узкоэкономических ориентаций в высшем образовании;

6) сохранение, развитие и распространение национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия;

7) расширение доступа к образованию на началах справедливости;

8) повышение роли и уровня научных исследований и преподавания.

Анализ выделенных тенденций позволяет отметить, что российская система образования развивается в русле мировых тенденций, образование способно закрепить позитивные сдвиги, сохранить уникальность отечественной культуры, выйти на ускоренный режим развития, если включит ресурс мировых тенденций реформирования в стратегические ориентиры на основе сохранения и продвижения плюрализма ценностей. Учитывая влияние глобальных тенденций на развитие образования, на основании документов ЮНЕСКО, можно сделать вывод, что приоритеты в сфере образования определяются независимо от социальной, конфессиональной, гендерной принадлежности человека. Каждый человек имеет право на доступ к полноценному и качественному образованию, предполагающему принципы интегрированного, непрерывного, открытого, мультикультурного образования для всех в интересах устойчивого развития человечества.

В результате анализа модернизации и интеграции сферы образования России в европейскую зону выявлены следующие противоречия:

1. между факторами глобализации (интеграция, унификация) и факторами идентичности в различных национальных сообществах, стремящихся сохранить свою культурную и образовательную самобытность;

2. между требованиями Болонского процесса к достижению сопоставимости национальных образовательных систем и необходимостью сохранения их национально-культурных особенностей и традиций;

3. между сложившейся в России системой образования и новыми требованиями к изменению его структуры, содержания и формы в рамках Болонского процесса.

По нашему мнению, законодательное регулирование инноваций в сфере образования в результате присоединения России к Болонской конвенции имеет свои плюсы и минусы.

+положительныймомент - отрицательный момент
российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую: 1. знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, 2. выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Но для этого придется много "перекроить": А) Необходимо полностью отказаться от зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или кредитов, распространенную в Европе. Б) Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. В) переход на стобалльную систему оценки знаний (вместо пятибалльной). Г) РФ нужно выработать общие подходы к контролю качества образования с европейскими странами и сблизить программы обучения. 1. возможность утраты самобытности российского высшего образования. 2. сейчас студенты в России учатся в среднем пять лет, после чего могут поступить в аспирантуру. В соответствии с болонской схемой студенты получают диплом о высшем образовании уже после трех лет обучения, став бакалаврами. А проучившись еще один год, оказываются магистрами. Таким образом, учеба в вузе будет занимать не пять лет, а четыре года, что может негативно сказаться на качестве образования. 2. в Европе нет системы докторских диссертаций. У нас же есть давно сложившаяся научная традиция. 3.Не секрет, что российское высшее образование - одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно и рискует потерять.

Конечно же, нельзя не отметить, что целевые установки, определенные Болонской декларацией, широко признаны и используются в качестве основы для инновационного развития высшего образования большинства стран мира, особенно европейского пространства. Поэтому в целом нам видится целесообразным для России продолжение болонского пути, ведь на самом деле это уникальная возможность, предоставляемая студентам, преподавателям, научным и административным работникам, приобщиться к богатствам европейского пространства высшего образования, включая его демократические ценности, многообразие культур, языков и систем высшего образования. Главное при этом - не растерять запас положительного опыта, накопленного ранее, ведь традиционная российская многоуровневая система высшего образования характеризуется целым рядом особенностей, которые позволяют специалисту быть востребованным экономикой. Предпосылками этого являются прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка и высокий уровень практических навыков, что позволяет легко адаптироваться к работе на производстве.

В заключении рассмотрения вопроса отметим, что вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза[9]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: