Тема 1. Выборные технологии и избирательный процесс

Индексированный цвет, работа с палитрой

Системы цветов HSB и HSL

Системы цветов HSB и HSL базируется на ограничениях, накладываемых аппаратным обеспечением. В системе HSB описание цвета представляется в виде тона, насыщенности и яркости. В другой системе HSL задаётся тон, насыщенность и освещённость. Тон представляет собой конкретный оттенок цвета. Насыщенность цвета характеризует его относительную интенсивность или частоту. Яркость или освещённость показывают величину чёрного оттенка добавленного к цвету, что делает его более тёмным. Система HSB хорошо согласовывается с моделью восприятия цвета человеком, то есть он является эквивалентом длины волны света. Насыщенность - интенсивность волны, а яркость - общее количество света. Недостатком этой системы является то, что для работы на мониторах компьютера её необходимо преобразовать в систему RGB, а для четырехцветной печати в систему CMYK.

Все описанные ранее системы цветов имели дело со всем спектром цветов. Индексированные палитры цветов - это наборы цветов, из которых можно выбрать необходимый цвет. Преимуществом ограниченных палитр является то, они что занимают гораздо меньше памяти, чем полные системы RGB и CMYK. Компьютер создаёт палитру цветов и присваивает каждому цвету номер от 1 до 256. Затем при сохранении цвета отдельного пиксела или объекта компьютер просто запоминает номер, который имел этот цвет в палитре. Для запоминания числа от 1 до 256 компьютеру необходимо всего 8 бит. Для сравнения полный цвет в системе RGB занимает 24 бита, а в системе CMYK - 32. В большинстве приложений использующих трехмерную графику 3D-объекты состоят из множества многоугольников размещенных таким образом, что создается реалистичный образ. Сотни или тысячи многоугольников необходимых для единственного 3D- объекта, образуют огромный массив данных, которые надо создать и которыми необходимо управлять.

Вопросы:

1. Сущность и модели выборных технологий.

2. Выборные технологии и избирательный процесс. Типы избирательных систем.

--------------------------------------------------

1 в. Сущность и модели выборных технологий.

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и...логия - от греч. logos – слово, учение, т.е. часть сложных слов, означающая: наука, знание, учение.

Технология в изнач. смысле – мастерство, учения.

Технология – это последовательность действий, составляющая производственный процесс. Так в механике. В гуманитарной области технология – это последовательность действий, воздействующая на массовое сознание с целью изменения мнений или отношений к предмету. Обязательными элементами гуманитарных технологий являются источник коммуникации, ее канал и получатель сообщения.

· Выборные технологии (избирательные технологии) – это коммуникативная дисциплина, объединяющая модели и способы организации избирательных кампаний для воздействия на массовое сознание избирателей.

Выборные технологии могут преследовать различные цели.

Прежде всего это влияние на электоральное поведение масс с целью предпочтения определенного политического объекта (кандидата или политич. орг-цию).

Т.е. основная сфера их применения – предвыборная борьба, избирательный процесс. Но в последнее время наметилась тенденция расширения этой сферы даже не в период предвыборной борьбы. Например:

§ экономическая – для продвижения товара, для скупки того или иного предприятия, для решения других экономических проблем;

§ предварительная "раскрутка" с целью участия в следующих выборах;

§ попытка оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата.

Но в целом эти цели являются второстепенными.

· Главная особенность выборных технологий – нацеленность на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам и настроениям.

Модели выборных технологий.

Опыт российских кампаний продемонстрировал несколько наиболее часто используемых моделей выборных технологий (по ресурсам):

1. Рыночная модель. Ее особенности:

§ Кандидат или избирательное объединение рассматривается как товар, который организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя дня этого различные методы рекламы и пропаганды. Обычно такие кампании развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании.

§ Избиратели рассматриваются как объект манипулирования, а сами кандидаты "превращаются" в сконструированный "имидж", часто весьма далекий от реальной личности.

§ Главное место занимает не кандидат, а консультант – продавец, задача которого – создание привлекательной обертки – имиджа.

§ Основным ресурсом являются деньги, которые тратятся как на оплату консультантов, так и на интенсивную рекламную кампанию, прежде всего в СМИ.

§ Рыночные модели могут существовать только в условиях демократического общества, где обеспечивается свободный доступ к СМИ для любого, кто платит деньги.

Рыночные модели достаточно популярны в среде российских бизнесменов, желающих попробовать себя в политике ("за деньги можно купить все").

Разновидность – сетевой маркетинг.

Однако серьезные избирательные кампании выигрываются не только деньгами и наемными командами, но и, прежде всего, самим кандидатом.

2. Административно-командная модель:

§ Главный ресурс в этой модели – реальная власть (административная, контролирующая и т.д.). Поэтому пользователями такой модели могут те, кто обладает властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти.

§ Использование опыта, накопленного еще в советское время, основанного на корпоративности элиты (выходцы из партийно-комсомольского аппарата). В этом отношении эта модель практически неизвестна на Западе.

§ Административная технология предполагает интенсивную работу лишь в период официальной избирательной кампании. При этом опыт показывает, что даже сильному руководителю полностью мобилизовать властные ресурсы удается только к самому концу кампании, какой бы продолжительности она ни была. Всегда не хватает времени.

Примеры административного ресурса:

§ привлечение к работе подчиненных администр. средств (подчиненных, техники, служебных средств коммуникации и т.п.);

§ воздействие на избирателей дополнит. средствами, не разрешен. законодательством;

§ препятствия деятельности конкурентов (судебные органы и МВД, контролирующие органы (пожарная инспекция и санэпидемнадзор).

Однако в современных условиях сфера у этой модели есть и недостатки:

Во-первых, исполнительная власть далеко не так всемогуща, как раньше. Прямое давление на избирателей часто приводит к обратным результатам.

Во-вторых, для эффективности этой модели необходима сильная мотивация чиновничьей иерархии. Иначе → масса приемов имитации бурной деятельности при полном отсутствии необходимого результата.

В-третьих, не у всех местных руководителей имеются "надежные" приемы агитации и пропаганды среди населения.

Есть несколько разновидностей административно-командной модели:

§ Одна из них и наиболее распространенная – это ''мягкое ", " неявное " использование власти для продвижения своего кандидата или '"компрометирования" соперника. В этом случае командные ресурсы во многом заменяют деньги. Например, можно по льготным ценам организовать публикацию в прессе, в выгодном свете представляющую нужного кандидата, воспользоваться служебной рассылкой в целях агитации и т.д.

§ Другая – более жесткая. Она предусматривает выдачу заданий нижестоящим органам управления с целью получения необходимого процента голосов на территории за нужного кандидата. Какими же методами это будет достигнуто - прерогатива местного руководства.

3. Организационно-партийная модель:

§ Главным ресурсом является организация (партийная структура). Основное отличие от предыдущих моделей заключается в том, что работа строится по принципу "постоянного присутствия" в регионе. Агитационная деятельность как бы никогда не прекращается, несмотря на наличие или отсутствие официально объявленной выборной кампании. Почему?

Участники выполняют избирательные функции, т.к. для них это служит средством социализации, т.е. фактором самоутверждения.

§ Наличие идеологии, т.е. четкой системы политических, правовых и нравственно-этических идей, которые осознаются определенными общественными группами и определяют их отношение к действительности.

Яркий пример – КПРФ, опирающихся на разветвленную сеть партийных и сотни тысяч добровольных активистов. Такой ресурс невозможно получить за один или несколько месяцев, он нарабатывается десятилетиями. Главные действующие фигуры в этой модели – партийные активисты и организационные структуры.

Кампания, построенная по организационно-партийному принципу, является одним из самых эффективных методов выборной борьбы не только в России, но и в странах Запада. "Кампании выигрываются не деньгами, а организациями", – говорят американские консультанты.

§ Однако кампании этого типа доступны лишь крупным, богатым, "старым" партиям и блокам. Лишь они имеют достаточно сил и средств, чтобы поддерживать в активном состоянии необходимое для нашей страны число региональных структур.

В России наиболее сильные и развитые региональные структуры имеют две политические силы – КПРФ и "партия власти" ("Наш дом - Россия" или т.п.).

4. Неструктурированная модель

Была характерна для начального этапа демократизации в нашей стране. По этому принципу строились кампании многих кандидатов в 1989, 1990, 1993 г.

§ Основной ресурс – харизматичный кандидат, способный мобилизовать значительное количество сторонников. Успех достигался самоотверженностью и бескорыстием групп поддержки, способных окупить все недостатки организации.

В настоящее время слабо присутствует, хотя в каждой новой кампании появляются один-два кандидата, исповедующих именно эту модель. Однако, в целом, модель не выдерживает конкуренции с серьезно подготавливаемыми выборными предприятиями.

5. Комплексная модель

В современной практике редко встречаются "чистые" выборные модели. Эффективными бывают именно комплексные модели. Однако в полной мере использовать преимущества всех из перечисленных подходов удается далеко не в каждой кампании.

Разновидности комплексной модели:

§ Тотальная модель. Основная ее предпосылка – наличие практически "неограниченных" ресурсов по всем направлениям. Яркие примеры – президентские выборы (Б.Н. Ельцина 1996 г. и Путина 2001 г.). Основная проблема этой модели – время – тот единственный ресурс, который нельзя увеличить.

§ Административно-партийная – "Единая Россия" + исполнительная власть РФ.

Вывод по всем моделям – на выборах побеждает не модель, а люди, умеющие выдвигать привлекательные для избирателя идеи, четко ставить цели и добиваться их, мобилизуя для этого все имеющиеся ресурсы.

Также можно разделить выборные технологии по способам:

1. Стандартные – обязательные для регистрации и агитации и предусмотренные избирательным законодательством (т. сбора подписей, т. проведения встреч с избирателями и т.д.).

2. Контр-технологии – креативные, предусматривающие получение односторонних преимуществ, прежде всего за счет конкурентов (т. подставного кандидата, электоральные провокации и др.).

3. " Грязные технологии" – аморальные, и запрещенные законом. (подкуп избирателей, фальсификации результатов выборов).

2 в. Выборы технологии и избирательный процесс. Типы избирательных систем.

В широком смысле выборные технологии действуют в сфере избирательного процесса.

Избирательный процесс – это юридически регламентированная деятельность, при помощи которой определяется весь комплекс политических событий, связанных с выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое поведение масс, пытающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки и принципы.

Субъект управления – это активная часть всей системы управления, которая вырабатывает управляющие воздействия в виде сигналов, команд, которые поступают к объекту управления, т.е. пассивную, исполнительную часть системы по отношению к субъекту.

Субъектами (участниками) избират. процесса являются все лица, которые наделены процессуальными правами и обязанностями. Например:

§ нормоучредительные участники избирательного процесса;

§ голосующие на выборах граждане РФ в статусе избирателей;

§ баллотирующиеся на выборах граждане РФ;

§ судебные органы, рассматривающие избирательные споры;

§ органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах;

§ политические партии, объединения и группы избирателей, обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов.

Объектом (предметом) избират. процесса явл. выборы (их орг-ция и процедура).

Этапы избират. процесса – самостоятельно

В узком смысле выборные технологии действуют в избирательной кампании, как в особом виде политического управления.

Избирательная кампания – это контролируемая со стороны штаба массовая коммуникация с избирателями. Также это весь комплекс работ в ходе организации и проведения предвыборной агитации.

Избир. кампания более ограничена:

§ сроками проведения (в лучшем случае начинается с исследования округа, потом сбор подписей, и, наконец, сама агитация, заканчивающаяся за день до голосования);

§ а также объемом и видом работ.

В качестве объекта в ней выступают потенциальные избиратели. Главным субъектом избир. кампании является команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом.

Самост. задания по всей теме:

1. Этапы избират. процесса (на примере закона последних выборов в Нижегородской области).

2. Типы избирательных систем (пропорциональная, мажоритарная, смешанная, преференциальная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: