Бригадная (кросс-функциональная) структура управления

АДАПТИВНЫЙ ТИП СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х гг., когда,

с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий, и жизнь потребовала от пред­приятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на из­менения рынка,

и, с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерар­хического типа этим условиям соответствовать.

Главным свойством управленческих структур органического типа явля­ется их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющим­ся условиям.

Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.

При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к само­развитию, то результаты внедрения таких структур могут быть отрицательны­ми.

Основой этой структуры управления является организация работ по ра­бочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ — древняя ор­ганизационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х гг. началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур.

Основными принципами такой организации управления являются:

автономная работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных под­разделений.

Эти принципы разрушают свойственное иерархическим структурам же­сткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (рис. 4), так и отсутствовать (рис. 5).

Рис. 4. Кросс-функциональная структура управления предприятием

Рис. 4. Бригадная структура управления предприятием

В первом случае работники находятся под двойным подчинением — ад­министративным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или брига­ды, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной.

Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутст­вуют; такую организацию мы будем называть собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

работа в группах создает условия для самосовершенствования;

возможность применения эффективных методов планирования и управ­ления;

сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);

сложность в координации работ отдельных бригад;

высокая квалификация и ответственность персонала;

высокие требования к коммуникациям.

Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хоро­шем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это — один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: