Ступень образования | Годы | ||
1917-1919 | 1922-1926 | ||
Учреждения политпросвета | Школы ликвидации неграмотности Общеобразовательные школы и курсы для взрослых (ШКМ, ШРМ) Совпартшколы, политшколы, политкурсы | ||
Высшая школа | Университеты и институты | ||
Рабфаки | |||
Средняя специальная школа | Техникумы, профшколы | Техникумы, профшколы, профкурсы | Техникумы и средние специальные учебные |
Учреждения социального воспитания | Приемники, изоляторы-распределители, детские дома, колонии, школы-коммуны | ||
Средняя школа | Школа II ступени (13-17 лет) | Средняя школа (10 классов) | |
Неполная средняя школа (7 классов) или школа ФЗУ (3) | |||
Школа I ступени (8-13 лет) | Начальная школа (4 класса) | ||
Дошкольные учреждения | Детские сады, очаги, площадки (6-8 лет) | Детские сады, очаги, площадки (3-7 лет) |
Появляется и новый тип средней школы – рабфак, готовивший рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в вузы. В Беларуси в 1926-27 г. при вузах действовали 6 рабфаков, на которых учились 305 человек. Однако число желающих в несколько раз превышало планы приема. В результате принятых мер в 1932/33 г. число рабфаков увеличилось до 51.
В 1920-е гг. осуществляется реорганизация структуры и содержания школьного образования. Идет отработка различных моделей общеобразовательной школы, учитывающих особенности контингента учащихся и региона. В городах появляются фабрично-заводские семилетки (ФЗС), в сельской местности – школы крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ).Окончившие их поступали в 8-й класс, т.е. в школу II ступени, или в профтехучилище.
Одновременно с поиском новой структуры школьного образования пересматриваются подходы к содержанию общего образования и методам его осуществления, что нашло отражение в новых учебных планах и программах. С 1923 г. в школьную практику вводятся комплексные программы. Стержнем комплексных программ стали мировоззренческие идеи и понятия большевизма. Учебный материал строился не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Содержание учебного материала концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество. Предметная система преподавания была ликвидирована на I ступени обучения, но сохранена на II ступени. Первый опыт использования комплексных программ показал их достоинства (связь обучения с жизнью, развитие познавательной активности детей) и недостатки (отсутствие системности знаний).
В 1927-28 учебном году вводятся переработанные программы, предполагавшие сочетание комплексного и предметного обучения. Для школ I ступени вводится обязательный объем знаний, умений и навыков, который не растворялся в комплексах. Большинство учителей не приняли комплексных программ. Комплексный подход к конструированию содержания образования не оправдал себя.
В 1930-е гг. в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. Согласно постановлению, в стране были установлены следующие типы школ:
начальная школа (4 года);
неполная средняя школа (7 лет);
полная средняя школа (10 лет).
Эта структура с незначительными изменениями просуществовала до 1980-х гг. Она была оптимальной для того времени и получила мировое признание с точки зрения логичности построения и уровня общеобразовательной подготовки. Помимо структурных изменений вводилось предметное обучение, стандартные программы и учебники, единый режим занятий.
В послевоенные годы приоритетом школьной политики в СССР стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществление этой задачи было сопряжено с большими трудностями: не хватало зданий, школьного оборудования, учебников и письменных принадлежностей. Положение было выправлено в 1950-е гг. В 1958 г. принимается Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который установил в стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Процесс введения всеобщего среднего образования проходил в несколько этапов. На первоначальном этапе были определены меры по улучшению материально-технической базы школ (строительство новых зданий, выпуск новых учебных пособий, оснащение оборудованием учебных кабинетов и т.п.).
На последующем этапе уделялось внимание пересмотру содержания образования в средней школе, перестройке учебно-воспитательного процесса (изменение учебных планов, предусматривающих систематическое изучение основ наук с 4-го, а не с 5-го класса, введение факультативных курсов с 7-го класса, а также дифференцированного обучения в старших классах некоторых школ). В 1970 г. принимается Устав школы, который определил следующие типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:
общеобразовательные полные средние школы (9–10 кл.);
средние специальные учебные заведения (техникумы);
средние профессионально-технические училища – ПТУ, школы рабочей и сельской молодежи (9–11 кл.).
В 1960-70-е гг. в системе народного образования произошли существенные изменения. В школьной сети повысился удельный вес полных средних школ. В 1975 г. в СССР 96 % выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.
Получили развитие новые типы воспитательно-образовательных учреждений: специализированные школы, школы с углубленным изучением предметов, школы-комплексы, объединявшие все местные учреждения общественного воспитания, включая общеобразовательные школы, детские клубы и общества, кружки детской художественной самодеятельности, технического творчества. Получили широкое распространение группы продленного дня, в которых в 1976 г. занималось 20,8 % учащихся, а в 1980 г. – уже 32,4 %. Появились межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), в которых старшеклассники получали трудовое и политехническое образование. В центр школьной политики ставится задача перехода ко всеобщему среднему образованию, которую планировалось решить к середине 1970-х гг.
В 70-е гг. советская школа вступает в полосу кризиса, который со всей очевидностью проявился в начале 80-х гг. XX в. Негативные тенденции – падение интереса к учебе, ухудшение психического и физического здоровья школьников, инфантилизм и асоциальность – были настолько очевидны, что признавались даже с высоких трибун. Массовый охват, высокие показатели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, отсутствие кадров и финансовых ресурсов. Оазисы передового педагогического опыта в лице сильных педагогических коллективов специализированных и массовых школ, педагогов-энтузиастов, разрабатывавших прогрессивные методики обучения и воспитания, не получали массового распространения и не могли существенно повлиять на общую ситуацию в школьном образовании. Потенциал советской школьной системы был практически исчерпан, а бюрократизм, унификация, чрезмерная идеологизация превратили школу в закрытое учебное заведение, оторванное от жизни.
Попытка выхода из кризиса, предпринятая в ходе реформы школы 1984 г., оказалась неудачной и еще больше обострила проблемы. Реформа была не подготовлена. У нее отсутствовала четкая концепция, стратегия, механизмы реализации. Фактически школе был предложен набор косметических мер, чтобы как-то скрыть изъяны. Реформа предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию средней школы, создание нового звена в системе образования – среднего профессионального технического училища (СПТУ). Как показало время, многие задачи реформы были ошибочны.