Рубрикация научной работы

Рубрикация научной работы представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение части от дру­гой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Руб­рикация отражает логику научного исследованияи поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отделение ло­гически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как извест­но, не имеет особой грамматической формы, поэтому его чаще рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет из­ложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный харак­тер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чте­ние и осмысление. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до 5-6. При работе над абзацем следует особое вни­мание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего обозначать тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и пос­ледовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной степени определяет­ся характером текста.

В повествовательных текстах (т. е. в текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательнос­тью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте при­водятся только узловые события, при этом учитываются их про­должительность во времени и значимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление рас­крывается путем перечисления его признаков и свойств, вна­чале принято давать общую характеристику описываемого фак­та, взятого в целом, и лишь затем характеристику отдельных его частей.

Таковы общие правила разбивки текста научной работы на абзацы. Что касается деления текста такой работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механичес­кого расчленения текста. Делить его на структурные части сле­дует с учетом логических правил деления понятия (определе­ния). Использование таких правил можно показать на примере разбивки глав основной части на параграфы. Суть первого пра­вила заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содер­жанию должна точно соответствовать суммарному смыслово­му содержанию относящихся к ней параграфов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоя­кого рода. Ошибка первого рода проявляется в том, что глава по смысловому содержанию уже общего объема составляющих ее параграфов, т. е., проще говоря, включает в себя лишние по смыс­лу параграфы.

Ошибка второго родавозникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недоста­точным.

На протяжении всего деления избранный признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое. Деление должно быть непрерывным, т. е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка, воз­никающая при нарушении этого правила, носит название «ска­чок в делении».

Заголовки разделов глав и работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокра­щать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющие­ся терминами узкоспециального характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, а также химические, математические, физические и технические фор­мулы. Любой заголовок в научном тексте должен быть по воз­можности кратким, т. е. он не должен содержать лишних слов. Однако и его чрезмерная краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он глубже по своему содержанию. Особенно нежелательны заголовки, состоящие из одного слова, ибо по таким заголовкам сложно судить о теме, рассматривае­мой в работе. Встречается и другая крайность, когда автор ра­боты хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательно­сти расположения его составных частей.

Возможные системы нумерации:

использование знаков разных типов, римских и арабских; цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А... Б... В... Г...

I... II... III... IV...

1... 2... 3...4...

1)...2)...3)...4)...

а)... б)... в)... г)...

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделовпрописными буквами русского алфавита (раздел А или 1), главримскими цифрами (глава I или 1.1.).

В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая степень деления) состоит из одной цифры, номера составленных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т. д. ( Например: 1,→1.1. →1.1.1.)

Использование этой системы нумерации позволяет не упот­реблять слова «часть», «раздел», «глава» и т. д. (или их сокра­щенные написания).

Приемы изложения научных материалов. В арсенале ав­торов научных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используют­ся следующие приемы:

1) строго последовательный;

2) целостный ( с последующей обработкой каждой главы);

3) выборочный ( главы пишутся отдельно и в любой после­довательности).

Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может перехо­дить к следующему. Но для обработки одного раздела иногда необходимо перепробовать несколько вариантов, пока не най­ден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

При целостном приеме затрачивается почти вдвое мень­ше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется вся работа вчерне, как бы грубыми мазками, затем до­рабатывается в частях и деталях. При этом вносятся исправле­ния.

Выборочное изложение материалов также часто применя­ется исследователями. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него по­рядке, подобно тому, как художник пишет картину - не обяза­тельно с верхней или нижней части. Выберите тот прием изло­жения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежу­точную или в беловую (окончательную).

На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного материала, помимо отдельных глав, желательно выделить сле­дующие композиционные элементы:

1. Введение.

2. Выводы и предложения (заключение).

3. Библиографический список использованных источников.

4. Приложения.

5. Указатели.

Перед тем как переходить к окончательной обработке чер­новой рукописи, полезно обсудить основные положения ее со­держания со своим научным руководителем.

Работа над беловой рукописью. Этот прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи готов, все нуж­ные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, ко­торые получилиодобрение научного руководителя. Теперь на­чинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово. Автор еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточняет компози­цию научной работы, расположение материалов и их рубрика­цию. Желательно также еще раз проверить аргументы в защи­ту своих научных положений. Здесь, как уже говорилось, целе­сообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: