Для чего можно использовать метод

Тема 6. Картирование идей (ментальные карты)

Вам, наверное, знакомо чувство растерянности, когда не получается разобраться в собственных записях после конспектирования доклада. Или когда Вам предстоит выступление с докладом, а Вы путаетесь в огромном количестве записочек с тезисами и рисунками. А может, Вам предстоит проработать какую-то тему и для этого потребуется систематизировать большой объем литературы, но Вы не знаете, как это лучше сделать?

Записи не всегда помогают при обработке значительного объема информации, поскольку очень скоро их становится слишком много. К тому же они плохо запоминаются, поскольку вовлекают в работу только логическое мышление. Рисунки и символы запечатлеваются гораздо легче, наш мозг имеет отвечающую за воображение область, позволяющую мыслить целостно, — это правое полушарие мозга. О нем часто забывают.

Для решения таких проблем наиболее всего подходит метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяют графически отображать информацию, например, для того, чтобы генерировать идеи, готовить доклады, составлять планы.

Интеллект-карты — это карты духа, мысли и памяти.

Карта наглядно отражает ассоциативные связи в мозге человека.

На сегодняшний день во всем мире насчитывается примерно 280 лицензированных тренеров по интеллект-картам — двое из них работают в Германии. Картирование мышления — метод, используемый на разных языках во всех уголках мира.

Картирование мышления помогает лучше использовать возможности мозга, поскольку оно позволяет:

• объединить информацию;

• отобразить взаимосвязи;

• визуализировать мысли.

Пример показал, что с помощью интеллект-карт можно отобразить и систематизировать разнообразную информацию. Их можно использовать в самых различных ситуациях и с разными целями.

• Творческое мышление и мозговой штурм: сбор и структурирование Ваших идей, в команде или по отдельности. Развивайте профессиональные и личные перспективы и цели.

• Информационный менеджмент: управление, структурирование и организация. Расширьте обзор и сократите время на поиск. Упорядочите информацию, обозначьте основные тематические области и организуйте свои знания с помощью интеллект-карт.

• Организация: воспользуйтесь поддержкой интеллект-карт при организации своей деятельности и рабочего места. Используйте вместо контрольных списков контрольные карты, вместо списков задач — карты задач. Избавьтесь от привычки записывать все на клочках бумаги, определив для себя пункты хранения информации, например карты для идей, интересов, Интернет.

• Планирование: улучшайте качество планирования задач, времени, целей с помощью интеллект-карт.

• Презентация: разрабатывайте планы докладов, текстов и деловых предложений — начиная со сбора материалов до конспектов.

• Ведение протокола: протоколируйте деловые совещания, используя интеллект-карты. В социальной и терапевтической областях данная методика незаменима для ведения записей во время терапевтических сеансов или обследований.

• Ведение документации: конспектируйте доклады содержательно и элегантно. Создайте свой персональный банк знаний, используя интеллект-карты для систематизации прочитанного и услышанного.

• Визуализация: изобразите соотношения, связи, все аспекты одной темы, возможно, Вашей работы или жизни.

Ментальные карты: что это и как они помогают при подготовке к экзаменам!

Ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу. Создателем ментальных карт является Тони Бьюзен, он начал разрабатывать концепцию карт ещё в 1970-х годах. А первоначальным стимулом к изучению мышления, эффективного обучения и работы с информацией стала ситуация, до боли знакомая всем школьникам и студентам – подготовка к экзаменам.

Стресс, огромное количество информации, которую нужно запомнить и напряжение – вот, что ассоциируется чаще всего со словом «экзамен». Требования к памяти, творческому подходу, умению решать сложные и нестандартные задачи, анализу сложных данных и «сочинительству», по мере приближения даты экзамена, растут в геометрической прогрессии! Но мозг, протестуя, сдаёт позиции перед завышенными требованиями.

Это ситуация тупика: прилагая меньше усилий, больше информации остаётся неусвоенной, а упорство неизменно ведёт к тому же результату – снижению работоспособности и повышению усталости. Большинство учащихся попадают в эту ситуацию безвыходность, потому что не знают альтернативного пути.

Недостатки стандартного, линейного способа конспектирования?

1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия мозг теряет остроту восприятия, следствием чего является снижение объёма запомненной информации.

2. Большие временные потери. Сначала на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т.д.), потом – на прочтение и поиск необходимой информации.

3. Отсутствие творчества. Линейное представление информации сковывает наше мышление, оно не свойственно нам по природе. Поэтому наш мозг оказывается загнанным в рамки, которые мы сами себе организуем.

Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для нашего мышления. Учёба очень часто ассоциируется со скукой, с необходимостью постоянно выкладываться, а нередко и с ощущением неудовлетворённости собой.

Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи представлены ниже в виде карты:

Создавать ментальную карту просто, при этом мы получаем удовольствие от такого творческого процесса и тратим меньше времени, чем на работу с линейными текстами. Информацию легче запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Когда мы создаём ментальную карту, мы убиваем сразу нескольких зайцев: записываем информацию, запоминаем её, развиваем мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуем весь потенциал своего мозга!

Ментальные карты – это простой, эффективный и просто незаменимый способ подготовки к экзаменам. Причём, неважно, какой предмет мы сдаёте. Если математика, то можно создать ментальную карту по основным формулам, если английский, можно записать правила и исключения из них, то же самое и с другими предметами.

Даже при подготовке к сочинению ментальные карты незаменимы, потому что при помощи них можно создавать структуру текста.

Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Главная тема помещается в центре листа

2. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.

4. К основным веткам добавляются картинки.

Вот пример ментальной карты, составленной при подготовке к экзамену по статистике:

Есть определённые правила, которых необходимо придерживаться при рисовании карты:

1. Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А 4, расположить горизонтально, чтобы всё поместилось на листе.

2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно, одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.

3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.

4. Следует использовать как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделять разные ветки разными цветами, таким образом, визуально будут видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.

5. Писать печатными буквами, это поможет сэкономить много времени на прочтение.

6. Длина ветки должна равняться длине слова, карта будет более наглядной, и эффективно используется пространство на бумаге.

Следуя этим правилам, мы создаем красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учимся с удовольствием.

Для сдачи экзамена на 5 достаточно лишь составить карты по содержанию билетов, или по основным темам и только один раз просмотреть их перед экзаменом.

Ментальные карты – это творчество, которое развивает нас, наше мышление и память. Немного практики и вы удивитесь, как раньше могли обходиться без них!

Правила или принципы создания ментальных карт.

При составлении карт памяти ими стоит руководствоваться. Правила взяты не из головы умных людей, а из долгих практических наблюдений: теории полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение). Правила призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.

Начнем с бумаги. Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги - белый.

Какой должен быть стиль ментальной карты?

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.)

С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: