Становление и развитие белорусской детской литературы в дооктябрьский период

Зарождение детской литературы связано с развитием белорусского книгопечатания. Важнейшей вехой на пути ее становления стал «Псалтырь», изданный Ф. Скориной в 1517 г. Эта книга — «детям малым початок всякое доброй науки, дарослым — помножению науки».

Развитию белорусской учебной литературы содействовал С. Будный. Он написал и издал в Несвеже «Катехизис». Она предназначалась не только для чтения взрослыми, но и для того, чтобы «взрослые по ней деток своих научали».

1569 г. — Будный издал «Евангелие учительное», «Часовник», в нем «напред и азбука».

«Наука по чтению и разумению письма словенского» 1596 г. вышла в братской типографии в Вильно. Она состоит из азбуки, «Катехизиса» и «Лексиса» (2-язычный словарь, в котором славянские слова давались в переводе на белорусский язык).

Несколько столетий белорусский язык находился под запретом. Произведения белорусских поэтов распространялись в рукописях и устной передаче. Благодаря этому дети были знакомы с произведениями Павлюка Багрыма, Аношки, Богушевича.

Только в результате революции 1905 г. белорусы получили возможность разговаривать на белорусском языке, появились национальные школы.

Самое 1-е пособие по изучению белорусского языка «Беларускі лемантар» — издано в Санкт-Петербурге издательством «Загляне сонца і ў наша аконца». Книга напечатана латинскими и славянскими буквами. В нем все слова имеют ударения. Букварь содержал и некоторые методические рекомендации, а также сведения по орфоэпии. Непосредственно за азбукой следовали разнообразные тексты для чтения, отдельные предложения, а также пословицы и поговорки. Большинство материалов были социально окрашены. После текстов для чтения — обще сведения по грамматике и пунктуации, алфавит.

«1-е чытанне дзетак-беларусаў» Цётки — книга явилась как бы продолжением «Беларускага лемантара». «1-е чытанне…» было хрестоматией, рассчитанной для 1-го класса, давала тексты для чтения. Отличалась глубокой народностью, в произведениях — сильное влияние устного народного творчества. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей. Рассказ «пчелы» подчеркивал разумность их трудового уклада.

В книге содержатся ценные педагогические принципы:

1. близость материала к жизни;

2. наглядность (хорошие рисунки);

3. выразительность языка.

Деятельность Цетки положила начало обучению детей на родном языке.

Я. Колас — автор «2-га чытання для дзецей-беларусаў». По тематике и особенностям стиля книга удачнее, чем «1-е чытанне». В ней более учтены возрастные особенности, более последовательное построение, больше разнообразия, а также единство стиля и яркая образность. Книга расширяла жизненный кругозор детей, воспитывала их в духе гражданских и эстетических идеалов.

К этому времени русская литература уже достигла более высокого уровня. А послереволюционный период — общий для русской и белорусский литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: