Типология проектной графики

В качестве основных типов проектно-графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

Проектирование начинается с ознакомления с программой проекта, существующим прототипом изделия или с аналогичным устройством. Изображение на этой первой стадии предназначено только для самого проектировщика и поэтому может быть произвольным. На этой стадии делают наброски, снимают кальки и т.п.

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного и типичного без проработки деталей. В зависимости от характера исполнения и связи с натурой наброски условно можно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), наброски по памяти, наброски по мысленному представлению, наброски по воображению, наброски комбинированного характера.

Наброски носят в основном информационный характер. Они служат для изучения прототипов, их окружения, характера работы, конструкции изделия, специфических особенностей его формы (пропорций, пластики). Необходимы они при подготовке к более тщательному композиционному рисунку, предназначенному для демонстрации. Наброски помогают изучить цветотеневые и фактурные особенности натуры.

Обычно для их выполнения используются карандаш, фломастер, перо, тушь и бумага, реже – акварель, уголь и т.п. Большинство набросков выполняются монохромными (черно-белыми или одноцветными). Цветность передается различной формой штрихов, разнообразием их характера (прямые, наклонные, крученые и т.п.). Они же помогают одновременно выразить материал объекта и фактуру поверхностей.

Анализируя [1] формально-эстетическую сторону набросков, можно выделить три основные группы изображений проектируемых объектов:

▪ контурные (линеарные);

▪ контурно-тональные (смешанные);

▪ живописно-тональные (преимущественно тональные).

Основное изобразительное средство контурного наброска (рис.11.1, а) - линия. Она служит средством выражения объема и пространства и проявляется в бесконечных вариациях. Линия бывает строгим контуром, определяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой. Но какими бы различными ни были линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота. В этом смысле линия, пожалуй, единственно подходящее средство для быстрых набросков.

В контурно-тональных набросках (рис. 11.1, б) наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отобразить объем, пространство, цвет и фактуру.

Наибольшее значение объем, светотень и цвет приобретают в живописно-тоновых набросках (рис.11.1, в), где они становятся наряду с пропорцией и пластикой, основными составляющими изображения. Контур как граница формы практически исчезает или играет уже второстепенную роль. Линия и штрих обретают новые формы, часто встречается перекрещивание штрихов. Выдвигается на передний план и заливка, проявляются полутона. Упрощенность наброска исчезает. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Это, однако, не означает, что необходима тщательная проработка всех деталей. Легкость, лаконизм и быстрота изображения должны сохраняться. Такой набросок выполняется обычно по принципу живописных работ: штрих и заливка смело распространяются по всему полю листа, где-то обрываются, где-то концентрируют внимание, обобщают и выявляют главные места. Важную роль играет поле бумаги (белое или цветное). Белые и цветные пятна усиленно работают на форму, на светотеневую характеристику натуры.

Поисковый рисунок – это чаще всего монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска, сопровождает профессиональное общение.

В поисковых рисунках (рис.11.2 -11.3) отражаются первоначальные компоновки и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы, сечения, перспектива, различные детали. При этом используются методы рисования, черчения, применяются различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и с достаточной степенью точности.

Рис. 11.1. Изображение объектов в набросках: а – контурные; б - контурно-тональные; в – живописно-тональные [1].

Как правило, поисковые рисунки первоначальной компоновки содержат в себе лишь основные узлы объекта, поскольку в зависимости от задач проекта не исключается перекомпоновка узлов базовой модели либо создание принципиально новой компоновки.

Рис. 11.2. Поисковые рисунки общего вида и компоновки пассажирского катера [1]

Рис.11. 3. Поисковые рисунки общего вида строения [1].

Обычно выполняется несколько вариантов компоновки. Каждый из них отражает различные принципы размещения и взаимодействия основных элементов, но все они направлены на решение одной и той же задачи.

Поисковый рисунок – наглядная форма творческого анализа и поиска, средство, направляющее движение и развитие мысли.

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но несколько в ином плане. Их назначение – представить определенную стадию проектного поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняются более продолжительное время, творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. На рис.11.4 показаны основные этапы работы над эскизом.

Рис. 11.4. Этапы работы над эскизом: а – детальная прорисовка эскиза карандашом; б – заливка теневых участков локальным легким тоном; в - определение основных цветовых отношений; г – дальнейшая проработка цветовых отношений, ввод определяющих контрастов; д = проработка деталей.

Указанные этапы работы над эскизом проводятся в следующей последовательности:

- детальная прорисовка эскиза карандашом с использованием гибкого лекала и линейки (рис.11.4, а);

- заливка теневых участков локальным легким тоном определяющего колорит цвета, начальное определение освещения (рис.11.4, б);

- определение основных цветовых отношений (работа акварелью по сухому и по еще не просохшему слою) (рис. 11.4, в);

- дальнейшая проработка цветовых отношений; ввод определяющих контрастов, подчеркивающих главные элементы эскиза; разработка фактуры материала (акварель, акварельные карандаши, фломастеры, маркер, гелевая ручка) (рис.11.4, г);

- заключительный этап (проработка деталей, усиление необходимых деталей, графическая проработка с помощью гибкого лекала, маркера, гелевой ручки) (рис. 11.4, д).

Первичное эскизирование связано с поиском целостности, объединяющей отдельные составные части объекта, и формированием в самых общих чертах его художественно-пластического образа. На этой стадии мысль фиксируется чаще всего с помощью перспективного рисунка. Когда же приступают к проверке реальных соотношений, то работа ведется путем набрасывания вариантов уже в ортогональных проекциях; при этом целесообразно пользоваться наложением кальки. В отличие от стадии изучения или сбора материала эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было судить о существе проекта не только с позиций автора, но и с позиции зрителя. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте, и принимаются некоторые решения. Поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию.

Эскиз должен обладать, таким образом, многими нередко противоречивыми свойствами. В процессе работы воображение проектировщика не должно сковываться излишней законченностью и графической определенностью. Но в большинстве случаев уже имеют дело с некоторой функционально-технической основой, поэтому самые беглые наброски должны основываться на заданных схемах и размерах.

Хотя структура многих изделий, особенно машин и механизмов, требует четкого следования основным осям и определенной осмысленной взаимосвязи отдельных блоков, тем не менее, некоторая недосказанность эскиза вполне закономерна.

При этом важен не только выбор соответствующего графического материала, но и способ наложения его на лист, важна фактура бумаги, специфическое для эскиза расположение на листе и др.

Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материала. Эскизирование ведется теми же средствами, что и станковая графика, рисунок и живопись: карандашом, углем, сангиной, пером, акварелью, темперой, гуашью.

Поскольку объекты проектирования необычайно разнообразны (по своей сути, да и по величине) и задачи у художника каждый раз иные, то и используемые графические средства различны с самых первых шагов его работы. Так как речь идет о передаче проектного замысла, то здесь мы сталкиваемся с многообразием способов изображения. Это естественно, и потому, что эскизирование – промежуточная стадия проектирования, а сам эскиз, в отличие от законченного проекта, еще не документ. Например, проработка эскизов простых механических транспортных средств, не имеющих особого внутреннего устройства, например, детских велосипедов, происходит посредством выявления современной формы, подбором материалов и цвета привлекательного для детей (рис.11.5).

Рис. 11.5. Эскизы детских велосипедов [1]

С самого начала эскизы могут быть многоцветными. Как и во всем, что предназначено для детей, цвет необычайно важен и основы композиции таких вещей не могут решаться вне них колористики. Таким образом, существо работы на этом первом этапе связано и сопределенным отбором изобразительных средств и материалов (металл, пластмасса и др.).

В том случае, если технический объект сложный и имеет внутренние формы, например в автомобиле, в эскизах прорабатывается как внешняя, так и внутренняя формы (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Эскизы легковых автомобилей с отображением внешней и

внутренней формы [1]

Специфически проектная графика сопутствует компоновке значительных пространственных систем (цехов, благоустройства производственных площадок или мест отдыха). Здесь делают перспективные наброски с разных точек зрения или для большей точности строят перспективу основных ограждающих плоскостей (пола или земли, потолка, стен). В полученный таким образом «каркас» врисовывают (в разных вариантах) предметы обстановочного комплекса – станки или мебель, атракционы или стенды. Иногда, чтобы облегчить эту работу, плоскости разбивают на квадраты.

Когда компоновка идет на плане, то проектировщик должен найти графический эквивалент мебели, машин, зелени и как бы условное их обозначение. Их рисунок не должен быть сложным, а общий стиль не должен нарушать целостности всего изображения. Иногда пользуются обозначением отдельных предметов или целых зон цветом.

В процессе продвижения проекта к его окончательному решению характер эскиза меняется и становится все более и более определенным. Степень законченности графического изображения должна быть адекватна степени законченности работы. Характер графики всегда связан с общим замыслом. Образное и функциональное содержание объекта, выраженное в эскизе, проявляется не меньше, чем в чистом проекте.

Вслед за этапом первоначальных поисков следует отбор оптимального варианта, уточнение отдельных частей. На этом этапе чертеж выполняется в определенном масштабе, необходимом для передачи реальных соотношений и величин, показа главных деталей – более крупным планом, чем на стадии первых поисков.

Вместе с завершением процесса компоновки само изображение проектируемого предмета становится определеннее. Свето-теневая моделировка формы выполняется тоном и цветом. Эта промежуточная стадия предшествует переходу к чистовому проекту-чертежу.

Демонстрационный (технический) рисунок (рис.11.7) специально предназначен для представления в завершенной и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения.

Рис. 11.7. Демонстрационный рисунок легкового автомобиля [1]

Отличие рис.11.7 от эскиза (рис. 11.6) заключается в более высокой точности построения, в законченности и реалистичности изображения. Если в эскизах дизайнер занят поисками решения и ориентируется только на черновую компоновку и собственный глазомер, то демонстрационный рисунок он выполняет уже по уточненной компоновке с помощью методов перспективного построения.

Основной элемент изображения – объект в наиболее типичном для него ракурсе – составляет центр композиции и выполняется укрупненно на переднем плане. Остальные элементы (различные ракурсы объекта, детали окружения) могут компоноваться вокруг главного без выражения непосредственной связи с ним либо по принципу сюжетной композиции.

Для выполнения такого рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств. Тщательно прорабатывается форма изделия в целом и отдельных его деталей, выявляются материал и фактура поверхностей.

Чистовой чертеж – это уже проектная документация, где определены: размеры целого и его частей, внутренняя компоновка, цветовое решение, фактурная характеристика.

Ортогональные и аксонометрические проекции и перспективы передают информацию о внешнем виде предмета. Для уяснения внутреннего строения, конструкции, компоновки блоков, их взаимосвязи и соотношения с внешней формой делаются вертикальные и горизонтальные разрезы. Эти разрезы с точки зрения передачи реальной формы условны: если с какой-то позиции человек может воспринимать предмет как ортогональную проекцию, то разрез предмета увидеть нельзя. Тем не менее, разрезы часто моделируются и иллюминуются. Таким образом, «чистовой проект» сочетает в себе наглядно-изобразительный материал с условными схемами и дополняется шрифтовой и текстовой информацией.

Окончательный проект является документом и поэтому к нему предъявляется ряд необходимых формальных требований.

Все чертежи выполняются в определенном масштабе, хотя на одном и том же листе могут соседствовать проекции в разных масштабах. Существует общепринятая шкала масштабов: 1:1, 1:2, 1:5, 1,10, 1:20, 1:50, 1:100, 1:200, 1:500, 1:1000. Другие масштабы (1:4, или 1:15) применяются в порядке исключения.

К окончательному проекту предъявляется целый ряд эстетических требований: высокий графический уровень, колористическое совершенство, целостность всех его разнородных составляющих элементов (ортогональных проекций, перспективы, разрезов, шрифта). Эта задача усложняется при развернутом проекте, исполненном на нескольких листах.

Декоративно-орнаментальная сторона графики должна быть органически связанной с формально информативной, и эта связь должна носить глубокий смысловой характер. Излишнее увлечение решением чисто графических задач может привести к тому, что информативные качества чертежа будут утрачены, а графика потеряет свой настоящий смысл и превратится в формальное упражнение.

Существует несколько традиционных видов чертежа-проекта: линейный, линейно-тональный, светотеневой (или тональный), полихромный. Выбор любого из них зависит от особенностей объекта проектирования самого проектного замысла и индивидуальной графической манеры автора.

Линейный чертеж (рис.11.8) внешне самый простой и наименее эффектный, но имеет свои преимущества.

Рис. 11.8. Линейный чертеж электроинструмента

Кроме меньшей трудоемкости, он отличается лаконизмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих от сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информативностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстетических качеств. Можно очень тонко варьировать толщиной линий, от паутинных (обычно размерных) до толстых, обозначающих разрез, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую раскладку, когда штриховка создает ощущение плоскости.

Линейно-тональный чертеж (рис.11.9) сочетает линейное изображение с включением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой условности может быть заложена информация, которая может помочь раскрыть существо проекта, передать внутренний смысл композиции.

Рис. 11.9. Линейно-тональный чертеж инструмента

Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространственную среду. В проектировании интерьера цеха, например, основная задача иногда сводится к цветовой композиции оборудования. По мысли автора проекта, архитектурная оболочка (конструкция перекрытий, остекленные световые проемы) должна проходить как бы фоном, основная же композиционная тема – сложные цветные силуэты машин – должна быть выявлена.

Аналогичная ситуация может возникнуть при проектировании светильника, когда «архитектурная оболочка» задается как одно из исходных условий.

Светотеневой или тональный чертеж – монохромное изображение, передающее объем проектируемого предмета с помощью тона штриховкой пером, черной тушью или акварелью, темперой.

Существует два принципиально различных подхода к моделированию формы. Способ моделирования формы по установившемуся общепринятому методу с помощью построения теней – самый распространенный. Он основан на использовании так называемой теории теней. Исходное условие состоит в том, что собственные и падающие тени от идущих в определенном направлении световых лучей создают иллюзорную передачу формы предметов и взаиморасположения их в пространстве. Очень важно, что по глубине падающей тени можно определить расстояние между плоскостями.

Полихромный чертеж (рис.11.10) следует считать основной формой подачи дизайн-проекта. Дизайнерский чертеж делается полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), его фактуру и материал.

Рис.11.10 Полихромный чертеж инструмента [1]

Поэтому часто (особенно в проектах небольших изделий, исполняемых в натуральную величину или в небольшом масштабе) цветопередача близка к предполагаемой окраске предмета в натуре.

На стадии рабочего проектирования графика практически приобретает прикладной характер.

Эстетическое содержание больше всего имеют рисованные шаблоны криволинейных форм, которые иногда приобретают черты художественности (пульты, интерьеры и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: