Лекция 9. теория предпринимательства

1. Сущность предпринимательства: определение, функции, теории

Существует несколько определений предпринимательства, но все они подчеркивают новационность предпринимательской деятельности.

предпринимательство – это:

· процесс создания нового блага, обладающего ценностью;

· процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

· процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции:

1. функция соединения факторов производства предполагает, что предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

2. функция принятия решений предполагает, что предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

3. функция введения инноваций предполагает, что предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

4. функция несения риска предполагает, что предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса;

5. функция обеспечения тенденции к равновесию;

6. функция реаллокации ресурсов.

Условия функционирования предпринимательства:

· неопределенность является результатом постоянного изменения условий рынка и непрерывной адаптации к нему;

· неустойчивость предполагает циклическое развитие;

· риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом.

Классификация рисков по источнику возникновения:

· хозяйственный,

· личностный,

· природный;

Классификация рисков по причине возникновения:

· неопределенность будущего,

· непредсказуемость поведения партнеров,

· недостаток информации.

Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый риск – потеря прибыли, критический – потеря затрат, катастрофический – потеря всего имущества и банкротство.

Способы уменьшения риска:

1. диверсификация;

2. хеджирование – страхование рисков различными способами;

3. самострахование через выпуск опционов на право купить или продать бумаги или товары в течение 3-6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;

4. финансовые фьючерсы – продажа обязательств на проведение купли или продажи.

Сегодня существует множество теорий предпринимательства. Рассмотрим те, которые отражают суть явления на современном этапе.

Классификация современных теорий предпринимательства:

· активные:

1. теория инноваций Й. Шумпетера (1934 г.),

2. неоавстрийская теория И. Кирцнера (1973 г.),

3. теория реаллокации и координации ограниченных ресурсов Т. Шультца и М. Кассона (1980 г., 1982 г.),

4. синтетическая теория предпринимательства Ц. Кайзера и А. Караяниса (1990 г.);

· пассивные:

1. теория принятия риска Р. Кантильона (1755 г.),

2. теория принятия риска А. Гамильтона (1876 г.),

3. теория принятия риска Ф. Найта (1921 г.).

Согласно теории инноваций Й. Шумпетера предприниматель осуществляет инновационную политику, если видит возможность получения дохода: создает новые продукты, новые рынки, более производительные процессы, более эффективно организует предприятие.

Согласно неоавстрийской теории И. Кирцнера предпринимательство «создается из-за состояния неравновесия, его деятельность обеспечивает тенденцию к равновесию». И. Кирцнер отмечает важную функцию предпринимателя как арбитра, который, заметив несоответствие рыночных цен, использует незамеченную возможность дохода.

Согласно теории реаллокации и координации ограниченных ресурсов Т. Шультца и М. Кассона предприниматель принимает решения как судья о перемещении ресурсов из одной сферы в другую более инновационную.

Синтетическая теория предпринимательства построена на связи 3-х вышеперечисленных теорий, т.к. они не являются взаимоисключающими.

пассивной теорией предпринимательства является теория принятия риска или неопределенности. пассивная функция предпринимателя (он на себя берет риск) является признаком динамичной экономики и согласуется с функциями предпринимателя, описанными в активных теориях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: