Специальные способы печати

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати.

Трафаретная печать широко известна не только в поли­гра­фии. Изготовленный вручную или фотомеханическим спо­собом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, нейлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал.

Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.

Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с вы­сокой точностью, но пригодна она в основном для мало­тиражной продукции. Существуют два варианта фототипии: один с очень густой сеткой для достижения исключительной четкости и тоновых градаций, а другой — с плавными переходами тона, без полутонового растра и без полутоновых точек.

В первом варианте на печатную форму, покрытую спе­циальным желатином, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатин задубливается под дей­стви­ем света и становится водоотталкивающим, но легко смачи­вает­ся краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и кра­соч­ное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него — на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.

Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатина с бихроматом, а затем ее экспонируют через пле­ноч­ный негатив. На освещенных участках желатин задуб­ли­вается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участ­ки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происхо­дит изменение поверхности фототипного слоя и формирова­ние пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.

Рельефное красочное тиснение — это специальный способ печати, при котором участки бумаги, покрытые краской, оказываются выпуклыми. Он применяется для печатания высококачественных пригласительных билетов, фирменных бланков, визитных карточек.

Воспроизводимый печатный материал должен быть выгра­ви­рован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, чтобы краска оставалась только в углуб­ле­ниях формы. Затем на форму накладывается запечатывае­мая бумага, а сверху — другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бума­га одновременно запечатывается и приобретает рельефность.

Метод выпуклой печати тоже дает рельефную печать, но он технически проще. При выходе запечатанного листа из ма­ши­ны высокой печати на свежую краску наносится по­ли­мерный порошок и бумажный лист вводится в нагре­ватель­ное устройство. Полимер при нагревании вызывает разбуха­ние краски, в результате чего запечатанная поверхность ока­зывается приподнятой. Хотя качество полученной продукции ниже, чем при методе рельефного красочного тиснения, это с лихвой компенсируется универсальностью, простотой и де­шевизной метода выпуклой печати.

Выводы. Знания основных способов печати и технологий изготовления печатных форм необходимы как для разработки проекта оформления планируемого издания, так и для пра­виль­ного подбора шрифтового и иллюстрационного материа­ла. Все описанные способы печати достаточно дорогие. Спрос на печатную продукцию всегда был большим. В на­стоя­щее время резко возросли потребности на изделия опера­тив­ной полиграфии — рекламные проспекты, визитки, фир­мен­ные бланки, конверты и т. п. Поэтому повсеместно ведут­ся работы по удешевлению существующих способов печати и разработки оборудования для малотиражной качественной печати.

Ключевые понятия: высокая, низкая и офсетная печать, тигельные, плоскопечатные и ротационные машины высокой печати, строкоотливные наборные машины (линотипы и интер­типы), буквоотливные наборные машины, трафаретная печать, выпуклая печать, рельефное красочное тиснение, фо­то­типия, трафаретная печать.

Вопросы и творческие задания

1. Опишите характерные особенности различных способов печати.

2. Перечислите способы специальной печати. Какие из них наиболее отвечают задачам оперативной полиграфии?

3. Составьте и заполните следующую таблицу.

Вид изобразительного искусства Предпочтительный способ воспроизведения
   

       
 
 
   

ЛИТЕРАТУРА


1. Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.

2. Вовк, Е. Т. Pagemaker 6.5. Самоучитель / Е. Т. Вовк. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 320 с.

3. Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Герчук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.

4. Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и техни­чес­кого редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.

5. Искусство шрифта. Работы московских художников кни­ги. 1959–1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с.

6. Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Книга, 1979. — 124 с.

7. Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический му­зей, 1974. — 228 с.

8. Маркус, В. А. Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.

9. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора. Редак­цион­но-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.

10. Настольные издательские системы: учебное пособие / Х. Хиндерлитер. — ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. — 205 с.

11. Проненко, Л. И. Каллиграфия для всех / Л. И. Пронен­ко. — М.: Книга, 1990. — 248 с.

12. Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.

13. Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Сем­чен­ко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с.

14. Тайц, Александра А. Adobe PageMaker 6.5 / А. А.Тайц, А. М. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998. — 852 с.

15. Тайц, Александр М. Adobe PageMaker 7.0 / А. М. Тайц, А. А. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург; Дюссель­дорф; Киев; М., 2002. — 784 с.

16. Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Кни­га, 1966. — 269 с.

17. Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирова­ния и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.

18. Шицгал, А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы исто­рии и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с.

19. ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Фор­ма­ты.

20. ГОСТ 7.53–86. Издания. Международная стандартная нумерация книг.

21. ГОСТ 7.56–89. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий.

22. ГОСТ 7.62–90. Знаки для разметки оригиналов и ис­прав­ления корректурных и пробных оттисков. Общие требо­вания.

23. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголо­вок. Общие требования и правила составления.

24. ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические условия.

25. ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требо­вания.

 
 


Учебное издание

Орешко Татьяна Дмитриевна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: