Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати.
Трафаретная печать широко известна не только в полиграфии. Изготовленный вручную или фотомеханическим способом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, нейлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал.
Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.
Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с высокой точностью, но пригодна она в основном для малотиражной продукции. Существуют два варианта фототипии: один с очень густой сеткой для достижения исключительной четкости и тоновых градаций, а другой — с плавными переходами тона, без полутонового растра и без полутоновых точек.
В первом варианте на печатную форму, покрытую специальным желатином, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатин задубливается под действием света и становится водоотталкивающим, но легко смачивается краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и красочное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него — на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.
Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатина с бихроматом, а затем ее экспонируют через пленочный негатив. На освещенных участках желатин задубливается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происходит изменение поверхности фототипного слоя и формирование пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.
Рельефное красочное тиснение — это специальный способ печати, при котором участки бумаги, покрытые краской, оказываются выпуклыми. Он применяется для печатания высококачественных пригласительных билетов, фирменных бланков, визитных карточек.
Воспроизводимый печатный материал должен быть выгравирован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, чтобы краска оставалась только в углублениях формы. Затем на форму накладывается запечатываемая бумага, а сверху — другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бумага одновременно запечатывается и приобретает рельефность.
Метод выпуклой печати тоже дает рельефную печать, но он технически проще. При выходе запечатанного листа из машины высокой печати на свежую краску наносится полимерный порошок и бумажный лист вводится в нагревательное устройство. Полимер при нагревании вызывает разбухание краски, в результате чего запечатанная поверхность оказывается приподнятой. Хотя качество полученной продукции ниже, чем при методе рельефного красочного тиснения, это с лихвой компенсируется универсальностью, простотой и дешевизной метода выпуклой печати.
Выводы. Знания основных способов печати и технологий изготовления печатных форм необходимы как для разработки проекта оформления планируемого издания, так и для правильного подбора шрифтового и иллюстрационного материала. Все описанные способы печати достаточно дорогие. Спрос на печатную продукцию всегда был большим. В настоящее время резко возросли потребности на изделия оперативной полиграфии — рекламные проспекты, визитки, фирменные бланки, конверты и т. п. Поэтому повсеместно ведутся работы по удешевлению существующих способов печати и разработки оборудования для малотиражной качественной печати.
Ключевые понятия: высокая, низкая и офсетная печать, тигельные, плоскопечатные и ротационные машины высокой печати, строкоотливные наборные машины (линотипы и интертипы), буквоотливные наборные машины, трафаретная печать, выпуклая печать, рельефное красочное тиснение, фототипия, трафаретная печать.
Вопросы и творческие задания
1. Опишите характерные особенности различных способов печати.
2. Перечислите способы специальной печати. Какие из них наиболее отвечают задачам оперативной полиграфии?
3. Составьте и заполните следующую таблицу.
Вид изобразительного искусства | Предпочтительный способ воспроизведения |
ЛИТЕРАТУРА
1. Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.
2. Вовк, Е. Т. Pagemaker 6.5. Самоучитель / Е. Т. Вовк. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 320 с.
3. Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Герчук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.
4. Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и технического редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.
5. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959–1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с.
6. Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Книга, 1979. — 124 с.
7. Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический музей, 1974. — 228 с.
8. Маркус, В. А. Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.
9. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.
10. Настольные издательские системы: учебное пособие / Х. Хиндерлитер. — ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. — 205 с.
11. Проненко, Л. И. Каллиграфия для всех / Л. И. Проненко. — М.: Книга, 1990. — 248 с.
12. Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.
13. Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Семченко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с.
14. Тайц, Александра А. Adobe PageMaker 6.5 / А. А.Тайц, А. М. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998. — 852 с.
15. Тайц, Александр М. Adobe PageMaker 7.0 / А. М. Тайц, А. А. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург; Дюссельдорф; Киев; М., 2002. — 784 с.
16. Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Книга, 1966. — 269 с.
17. Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.
18. Шицгал, А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с.
19. ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Форматы.
20. ГОСТ 7.53–86. Издания. Международная стандартная нумерация книг.
21. ГОСТ 7.56–89. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий.
22. ГОСТ 7.62–90. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования.
23. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
24. ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические условия.
25. ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требования.
Учебное издание
Орешко Татьяна Дмитриевна