Концепция непрерывного улучшения

Концепция непрерывного улучшения качества

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 3

Показатели долговечности и сохраняемости.

Гамма-процентный ресурс наработка, в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью у.

Средний ресурс математическое ожидание ресурса.

Назначенный ресурс суммарная наработка объекта, при дости­жении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния.

Средний ремонтный ресурс — средний ресурс между смежными капитальными ремонтами объекта.

Средний суммарный ресурс средний ресурс объекта от начала эксплуатации до его списания.

Средний ресурс до капитального ремонта средний ресурс от начала эксплуатации объекта до его первого капитального ремонта.

Гамма-процентный срок службы срок службы, в течение кото­рого объект не достигает предельного состояния с вероятностью у.

Средний срок службы математическое ожидание срока службы.

Гамма-процентный срок сохраняемости продолжительность хра­нения, в течение которой у объекта сохраняются установленные пока­затели с заданной вероятностью у.

Средний срок сохраняемости математическое ожидание срока сохраняемости.

План лекционного занятия:

1. Концепция непрерывного улучшения.

2. Анализ Джурана.

3. Цикл Деминга.

Самый высокий уровень качества достигнут в настоящее время в Голландии, Швейцарии, Германии и скандинавских странах. Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении качества промыш­ленной продукции (часто сопровождающееся низкими показателями в области производительности), а скандинавские страны держат мировое первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия многое наверстали за последние годы, причем уделяя особое внимание как качеству, так и производительности. Страны Южной Европы, в том числе Италия и Испания, приближаются к лидерам. Восточная Европа выходит из катастрофической ситуации.

С 1985 г. в Европе уделяют большое внимание развитию стандар­тов, которые в последнее время оказали значительное влияние на развитие качества. Это влияние, к сожалению, носило не только поло­жительный характер. Конечно, не подвергается сомнению целесооб­разность достижения таких задач, как унификация основных требо­ваний в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды; устранение технических барьеров для свободного обмена това­рами на основе применения стандартов серии ИСО 9000, сертификации и взаимному признанию сертификатов. Важным и полезным явилось распространение основ культуры качества, что явилось результатом работы большого количества предприятий по стандартам ИСО 9000. Сертификация стала популярной темой, а вместе с ней популярными стали понятия «система качества» и «обеспечение качества».

В то же время негативным было то, что почти исключительно внимание уделялось качеству, основанному на стандартах, в то время как в двух крупнейших экономических системах (Япония и США) акцент делался на конкурентоспособное качество, которое включает не только систему качества и аспекты, связанные с контрактными отношениями между поставщиком и потребителем, но и большое количество других вопросов. При рассмотрении конкурентоспособного качества акцент делается на удовлетворение потребностей клиента (потребителя) и непрерывное улучшение. Это создает культуру каче­ства, которая коренным образом отличается от той, в основе которой лежат стандарты. Многие, и прежде всего организации по стан­дартизации, провели форсирование, посчитав, что «качество, основан­ное на стандартах», является синонимом «конкурентоспособного каче­ства», иными словами, было выведено уравнение: «соответствие стандартам — качество».

Стало неизбежным, что акцент на стандартизацию и сертификацию привел к созданию привилегированного положения со стороны финансирования, внимания средств массовой информации по отношению к применению стандартов ИСО 9000, т. е. к качеству, в основу которого положены стандарты. Это видение качества с точки зрения плановой экономики. В условиях свободной рыночной экономики нель­зя ожидать, что предприятие будет выбрано на роль поставщика толь­ко на основании того, что его система качества соответствует стандар­там. Потребитель выберет того, кто предложит ему большую «цен­ность за деньги». Сертификация может пригодиться там, где она тре­буется как входной билет для участия в конкурентной борьбе, но после того, как предприятие вышло на свободный рынок, только его способ­ности вести конкурентную борьбу по предоставляемой потребителям ценности, затратам и срокам будет определять его выживаемость и успех. Сведение всех вопросов качества к сертификации и стан­дартизации может нанести серьезный ущерб экономике.

Еще в большей степени ситуация осложняется в Восточной Европе. Причина в большей степени лежит в тех моделях, которые пред­лагает Запад посредством контактов между организациями по стандартизации и работы множества консультантов, в особен­ности немецких, австрийских и британских. Эти модели качества, которые можно обеспечить соблюдением стандартов, попадают на плодородную почву освободившейся от ярма регулируемой госу­дарством экономики. Сообщения, которые постоянно поступают с Запада, создают иллюзию, что если предприятия пройдут сер­тификацию, то они смогут экспортировать свою продукцию на Запад. При этом иногда забывают, что основной проблемой каче­ства является ориентация на клиента (потребителя) и понимание требований передовых рынков.

Качество относится к промышленной продукции, сырью и полу­фабрикатам, интеллектуальной продукции, программному обеспе­чению, информации, услугам и т. д. Все это «результат деятельности или процессов», осуществляемых поставщиком, и который (результат) в итоге должен быть передан на определенных условиях потребителю. Все это — объект взаимоотношений поставщика и потребителя, обоб­щенный в термине «продукция», которая может быть как материаль­ной, так и нематериальной. Таким образом, под продукцией следует понимать и изделия, и услуги, и все перечисленные выше категории, «или комбинации из них».

Так что же такое качество продукции? Соответствие характе­ристикам, которые обусловлены стандартами и требованиями законо­дательства, или воплощение тех свойств продукции, которые предпо­лагает (ожидает) получить потребитель?

Конечно же, несоблюдение национального законодательства приве­дет к тому, что продукция должна быть изъята с рынка. В этом случае говорить о какой-либо цивилизованной торговле, а тем более о качест­ве не имеет смысла. Продукция должна соответствовать установлен­ным нормам — установленным требованиям.

Требования стандарта, как правило, соответствуют современному уровню техники. Однако, есть ли гарантия того, что, выполнив требо­вания стандарта, поставщик тем самым удовлетворит специфические потребности и воплотит в продукции ожидания конкретного пот­ребителя? Если нет, то тогда продукция не будет пользоваться спросом, и, следовательно, говорить о ее качестве также не приходится.

Таким образом, «конкурентоспособное качество» — это и выполнение установленных требований, и воплощение ожиданий потребителя. Тогда сертификация продукции выступает в своем теоретическом предназначении как гарантия соответствия законодатель­ству, модели качества на основании стандартов, в частности модель качества на основании серии ИСО 9000, названная «система каче­ства» — как гарантия стабильного выполнения установленных требо­ваний, а ориентация на потребителя, например, модели TQM (всеобщее руководство качеством) — как гарантия качества.

Непрерывное улучшение представляло собой первую ключевую концепцию всеобщего руководства качеством, которая появилась бла­годаря работам Джурана в начале 50-х гг. Эта концепция настолько важна, что многие рассматривают термин "всеобщее качество" как неполный, поскольку он не отражает непрерывного улучшения, и пред­почитают использовать вместо него выражение «всеобщее улучшение качества». В западном мире, однако, значение этой концепции обоз­начилось только в связи с угрожающей конкурентоспособностью япон­ской продукции и появлением сведений о систематическом приме­нении методик и инструментов непрерывного улучшения качества японскими компаниями.

Стратегия «непрерывного улучшения» (представленная в Японии Джураном) вместе с культурой преклонения и применением элемен­тарной статистики в управлении процессами (введенной Демингом) стала ключевым фактором японского превосходства в области качест­ва. В начале 80-х гг., как реакция на конкуренцию японской продукции, «непрерывное улучшение» было заново открыто и достаточно успешно применено западными компаниями.

Идея улучшения включает в себя два основных подхода.

Улучшение, достигнутое нововведением.

Этот подход в большей степени характеризует западный способ мышления. Идея улучшения ассоциируется на Западе с использо­ванием новых технологий, разработкой новых типов продукции, со значительным повышением мастерства исполнителей. Японцы назы­вают эту концепцию термином Кайрио.

Непрерывное улучшение.

Данный подход отражает типичный японский стиль мышления. Японцы любят шаг за шагом, посредством никогда не кончающихся маленьких приращений, улучшать существующее положение дел, стремясь к совершенству. В японских компаниях такой образ действий обретает конкретную форму применительно к улучшению качества продукции и всех процессов, и называют его Кайзен.

Между двумя этими понятиями не существует никаких противо­речий. Они взаимно дополняют друг друга.

Суммируя основные отличия в отношении двух подходов, можно указать на следующее:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: