Методы управления рисками: 1. методы уклонения от рисков 2. методы локализации рисков 3. методы диверсификации рисков 4. методы компенсации рисков

Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков

В случае неблагоприятных обстоятельств фирма несет ответственность своим имуществом и добрым именем. Поэтому важной задачей является не только осознание и определение степени риска, но и разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий.

Методы управления рисками В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы, c которыми вы можете ознакомиться:

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Методы уклонения от риска подразделяются на:

  • отказ от ненадежных партнеров, т.е. стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров; отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг партнеров, отказ от инвестиционных и инновационных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения;
  • отказ от рискованных проектов, т.е. отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение;
  • страхование рисков, основной прием снижения риска, Страхованиеэто передача определенных рисков страхований компании, которая и возмещает убытки при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов. Страхование позволяет значительно снизить уровень хозяйственного риска.

В настоящее время система страхования в республике развита слабо. В зарубежной практике в бизнес-планах указывают, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.

  • страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами. Правда, трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными для проведения расчетов;
  • поиск гарантов, т.о. при поиске гарантов, как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо. Функции гаранта могут выполнять различные субъекты (различные фонды, государственные органы, предприятия) при этом необходимо соблюдать принцип равной взаимной полезности, т.е. желаемого гаранта можно заинтересовать уникальной услугой, совместной реализацией проекта;
  • увольнение некомпетентных работников.

Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. К таким методам локализации относятся:

  • создание венчурных предприятий предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов. Рискованная часть проекта локализуется в дочернем предприятии, при этом сохраняется возможность использования научного и технического потенциала материнской компании;
  • создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов;
  • заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.

Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска и подразделяются на:

  • распределение ответственности между участниками проекта необходимо при распределении работ между участниками проекта четко разграничить сферы деятельности и ответственность каждого участника, а так же условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому и юридически это закрепить в договорах. Не должно быть этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;
  • диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования это увеличение числа применяемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;
  • диверсификация сбыта и поставок, т.е. работа одновременно на нескольких рынках, когда убытки на одном рынке, могут быть компенсированы успехами на других рынках, распределение поставок между многими потребителями, стремясь к равномерному распределению долей каждого контрагента. Так же мы можем диверсифицировать закупку сырья и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения". При нарушении поставок по разным причинам предприятие безболезненно сможет переключится на работу с другим поставщиком аналогичного продукта;
  • диверсификация инвестиций это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвестиционного проекта, требующего задействовать все ресурсы и резервы предприятия, не оставляя возможностей для маневра.

распределение риска во времени (по этапам работы), т.е. необходимо распределять и фиксировать риск во времени при реализации проекта. Это улучшает наблюдаемость и контролируемость этапов проекта и позволяет при необходимости сравнительно легко их корректировать.

Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения:

  • стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;
  • прогнозирование внешней обстановки, т.е. периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;
  • мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;
  • создание системы резервов этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.
  • обучение персонала и его инструктирование.

С целью выявления и снижения риска вложений проводится анализ устойчивости (чувствительности) проекта в отношении его параметров и внешних факторов. В обязательном порядке проводится многофакторный анализ чувствительности проекта к изменениям входных показателей (цены, объема производства, элементов затрат, условий финансирования, инфляционных процессов и иных факторов). Исходя из специфики проекта выбираются наиболее подверженные изменениям параметры. Анализ чувствительности проводится и в процессе реализации проекта с целью его переоценки и внесения необходимых корректировок. Результаты расчетов приводятся также в графическом виде для широкого диапазона исходных данных.

Показатели чувствительности проекта оформляются в соответствии с таблицей 4.17.

Таблица 4.17 - Показатели чувствительности проекта

(валюта расчета)

№ п/п Наименование показателей Критическое значение изменения исходного анализируемого параметра (в процентах) Значение показателя эффективности проекта
1 1.1 1.2 1.3 1.4 Базовый случай: принятая ставка дисконтирования динамический срок окупаемости проекта чистый дисконтированный доход (ЧДД) внутренняя норма доходности (ВНД) х х х х х  
2 2.1 2.2 2.3 Увеличение объема капитальных затрат динамический срок окупаемости проекта чистый дисконтированный доход (ЧДД) внутренняя норма доходности (ВНД) ___ % х х х  
3 3.1 3.2 3.3 Снижение объемов реализации (выручки от реализации) динамический срок окупаемости проекта чистый дисконтированный доход (ЧДД) внутренняя норма доходности (ВНД) ___ % х х х  
4 4.1 4.2 4.3 Увеличение издержек на реализуемую продукцию динамический срок окупаемости проекта чистый дисконтированный доход (ЧДД) внутренняя норма доходности (ВНД) ___ % х х х  
5 В том числе по отдельным элементам, имеющим наибольший удельный вес в структуре затрат: увеличение затрат на сырье и материалы: … х ___ %  

Примечание. В данной табличной форме приводятся значения показателей эффективности проекта, рассчитанные при соответствующем критическом значении изменения исходного анализируемого параметра. Под критическим значением понимается значение изменения исходного анализируемого параметра, при котором динамический срок окупаемости проекта выходит за горизонт расчета и (или) ЧДД принимает отрицательное значение, и (или) ВНД принимает значение ниже ставки дисконтирования.

Все таблицы приложения 4 к настоящим Правилам оформляются отдельным приложением к бизнес-плану.

4.10 Раздел "Юридический план"

В юридическом плане описывается организационно-правовая форма существующего или будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности. Необходимо обосновать какие преимущества дает выбранная организационно – правовая форма собственности, приводится краткое извлечение законодательных норм, регулирующих правовой статус предприятия.

В случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отдельно указываются форма участия иностранного инвестора, доля иностранного инвестора в уставном фонде организации, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, иные условия привлечения инвестиций.

Раздел 4.11 «План по энергосбережению»

В разделе «Энергосбережение» анализируются данные об объемах и структуре потребления организацией топливно-энергетических ресурсов в планируемом периоде, удельный вес указанных затрат в себестоимости продукции, обосновывается возможность обеспечения выполнения доведенного организации целевого показателя по энергосбережению.

По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по энергосбережению, реализация которого позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции, максимально использовать местные виды топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы.

Этот раздел включает следующие мероприятия и показатели, которые представляют в форме таблицы.

1. Перечень мероприятий по энергосбережению, например, замена ламп накаливания, замена эл. двигателей с фазным ротором на асинхронный с частотным преобразователем (э/э); внедрение системы пофасадного автоматического регулирования температуры (теплоэнергия); промывка системы центрального отопления (топливо).

План мероприятий по энергосбережению может включать следующие мероприятия:

внедрение новых энергоэффективных технологий, оборудования, технологических процессов и повышение эффективности действующих;

внедрение когенерационных установок для совместной выработки тепловой, электрической энергии и холода на действующем энергетическом оборудовании;

децентрализация теплоснабжения с ликвидацией крупных котельных и протяженных тепловых сетей с установкой локальных источников тепла в центре нагрузок;

передача тепловых нагрузок на ТЭЦ от ведомственных котельных;

преобразование котельных в мини-ТЭЦ;

использование местных, нетрадиционных возобновляемых источников энергии (биогаз, ветер, ГЭС, геотермальные воды, солнечная энергия, вторичные энергоресурсы);

создание производственной инфраструктуры по обеспечению источников энергии древесным топливом;

внедрение энергосберегающих осветительных приборов и доведение теплотехнических характеристик зданий и сооружений до нормативных значений.

2. Годовая экономия:

э/э, кВт./ч.;

теплоэнергии (Г.кал.);

топливо (т.у.т).

Всего ТЭР в т.у.т.

3. Объем внедрения, ед. изм.

4. Годовой экономический эффект, тыс. руб.

5. Срок окупаемости, лет.

6. Объем финансирования, млн. руб.

7. Источники финансирования.

8. Дата внедрения мероприятий.

План по ресурсосбережению учитывается при расчете затрат на топливно-энергетические ресурсы (таблица 4.6 Правил).

На основании этого плана рассчитывается план по целевому показателю по энегросбережению (формула 4.45).

, (4.45)

где Цпл энсб - план по целевому показателю по энегросбережению, %;

Збаз эн – затраты на топливно-энергетические ресурсы базового периода, т.у.т.;

∆З эн - годовая экономия топливно-энергетических ресурсов по плану, т.у.т.;

ТРпр-ва - темп роста объема производства (целевой показатель, %.

6. Методические рекомендации по разработке

разделов бизнес-планаразвития коммерческих организаций на год

6.1. Назначение и порядок разработки бизнес-планов развития

Рекомендации по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (далее – Рекомендации) разработаны Министерством экономики и утверждены Постановлением Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» с изменениями и дополнениями от 30 октября 2007 г. № 190.

Рекомендации устанавливают основные подходы к составлению бизнес-планов развития на год государственных коммерческих организаций, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь (далее – коммерческие организации), выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые подходы к составу, содержанию и оформлению указанных бизнес-планов развития, представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь (далее – орган управления).

Бизнес-план развития разрабатывается коммерческой организацией (с привлечением, при необходимости, специалистов банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей ее деятельности на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом развития коммерческой организации на пять лет в увязке с направлениями и параметрами, определенными прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

Бизнес-план развития базируется на анализе текущего состояния коммерческой организации, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие коммерческой организации и развитие отрасли народного хозяйства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг (далее – продукция).

Бизнес-план развития включает:

оценку текущего состояния коммерческой организации с определением закономерностей и тенденций ее развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного хозяйства;

обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития коммерческой организации на очередной год;

определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческой организации;

установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития коммерческой организации на очередной год;

определение и описание конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития коммерческой организации.

Основанием для разработки бизнес-плана развития является приказ руководителя коммерческой организации, которым определяются:

ответственные за разработку бизнес-плана развития, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки и выполнения бизнес-плана развития, своевременность внесения в него необходимых изменений и дополнений;

механизм взаимодействия между структурными подразделениями коммерческой организации при разработке бизнес-плана развития, анализе хода его выполнения и внесении в него необходимых изменений и дополнений;

необходимость привлечения к разработке бизнес-плана развития иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

сроки разработки.

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов коммерческой организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Общие подходы к подготовке бизнес-плана развития:

бизнес-план развития составляется с учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности коммерческой организации;

каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

отдельными приложениями к бизнес-плану развития оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане развития (копии учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и другие документы);

исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане развития, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления;

шаг отображения информации в таблицах бизнес-плана развития, содержащих финансово-экономические расчеты, принимается равным одному кварталу, информация приводится нарастающим итогом (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев, год);

расчеты бизнес-плана развития проводятся в белорусских рублях (в действующих ценах).

Бизнес-планы развития разрабатываются с учетом особенностей и специфики отраслей народного хозяйства в соответствии с отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год.

В бизнес-планах развития указываются руководители и структурные подразделения коммерческих организаций, ответственные за достижение доведенных и контролируемых органами управления показателей деятельности этих организаций.

6.2. СОСТАВ и содержание разделов БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ

В состав бизнес-плана развития входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

На титульном листе указывается сокращенное и полное название коммерческой организации, организации-разработчика бизнес-плана (при необходимости), утверждающие подписи руководителей коммерческой организации и организации-разработчика, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления (структурного подразделения органа управления), заверенная печатью, дата утверждения и дата согласования бизнес-плана развития, требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана развития, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Бизнес-план развития состоит из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и стратегия ее развития»;

«Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный и инновационный план»;

«Энергосбережение»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности деятельности организации».

С учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации описательная часть может быть дополнена другими разделами по решению соответствующего органа управления.

Резюме отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития коммерческой организации на очередной год. В данном разделе в сжатой и доступной форме излагается суть стратегии развития коммерческой организации на очередной год. Целесообразно привести информацию о новых направлениях развития коммерческой организации. Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана развития, когда имеется полная ясность по остальным разделам.

В разделе «Характеристика организации и стратегия ее развития» приводится краткое описание отрасли и определяются место и роль в ней коммерческой организации. Даются характеристики формы собственности и указания на основных собственников.

В сжатой форме представляются основные достижения и проблемы в деятельности коммерческой организации за последние 3–5 лет, приводится анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации за три года, предшествующих планируемому.

В разделе «Описание продукции. Анализ рынка. Стратегия маркетинга» приводятся данные о продукции, рынках сбыта и стратегии маркетинга коммерческой организации. При описании продукции кратко излагаются общие характеристики выпускаемой и намеченной к освоению в плановом периоде продукции (сфера применения, потребительские свойства, основные технические требования и параметры, наличие патентов, лицензий, сертификатов). Отдельно приводится план мероприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее усовершенствованию, разработке новых видов (модификаций) продукции. Особое внимание уделяется мерам по внедрению систем управления качеством, соответствующих международным стандартам ИСО 9000 либо систем управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР).

Анализ рынков сбыта должен включать:

общую характеристику как внутреннего, так и внешнего рынков, на которых планируется сбыт продукции, осуществление сегментирования рынков, оценку их емкости, определение доли коммерческой организации на соответствующих сегментах рынков, анализ динамики развития рынков за последние 2 года и ожидаемых тенденций их изменения, основных факторов, влияющих на рынки;

перечень основных конкурентов-производителей аналогичной продукции, оценку занимаемой конкурентами доли рынка, определение преимуществ коммерческой организации перед конкурентами, сравнительный анализ уровня цен на продукцию коммерческой организации и конкурентов.

Отдельно указываются основные показатели внешнеэкономической деятельности: объемы производства и экспорта продукции, импорт, валютные поступления, сокращения бартерных операций во внешнеэкономической деятельности. Приводятся данные о наличии запасов готовой продукции на складе и планируемых мероприятиях по приведению их уровня в соответствие с установленным нормативом.

При обосновании стратегии маркетинга необходимо указать направленность стратегии сбыта продукции, тактику реализации продукции на конкретных сегментах рынка, политику и планируемые мероприятия по послепродажному и гарантийному обслуживанию. Кроме того, следует произвести расчет и обоснование цен на продукцию с учетом конъюнктуры рынка, разработать план мероприятий по продвижению продукции на внутреннем и внешних рынках, включающий меры по созданию (развитию, использованию) объектов товаропроводящей сети за пределами Республики Беларусь, проведению маркетинговых, рекламных и выставочно-ярмарочных мероприятий.

Раздел «Производственный план» содержит характеристику имеющихся основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия существующих производственных мощностей объемам производственной программы в планируемом периоде, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, выбора поставщиков оборудования и другие мероприятия.

В разделе «Организационный план» приводится описание организационно-штатной структуры коммерческой организации, ее кадровой политики, списочной численности работников, в том числе производственного и административно-обслуживающего персонала, планируемых фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников, в том числе производственного персонала. Отдельно отражаются планируемые организационные мероприятия по выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. Раскрывается комплекс мер по стимулированию труда специалистов, их переподготовке и обучению, подбору и расстановке кадров. При необходимости обосновывается потребность в проведении реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

В разделе «Инвестиционный и инновационный план» приводятся: краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению. В случае необходимости разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с действующим законодательством приводится информация о наличии такого бизнес-плана и принятых решениях по нему. По реализуемым (намеченным к реализации инвестиционным проектам) указывается взаимосвязь с существующими приоритетами развития отрасли, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Отражаются направления прикладных исследований и разработок, планируемые результаты инновационной деятельности коммерческой организации.

При формировании инновационного плана коммерческой организации указываются сведения о планируемых (выполняемых) опытно-конструкторских, опытно-технологических и, при необходимости, научно-исследовательских работах (сроки выполнения, ожидаемые результаты, источники финансирования), приводятся мероприятия по повышению инновационной активности коммерческой организации, в том числе по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности, экономическому стимулированию инноваторов. Инновационное развитие коммерческой организации может характеризоваться следующими основными показателями: удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства, доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства, степень износа активной части основных промышленно-производственных средств, доля инновационной продукции в объеме промышленного производства, создание и сертификация систем менеджмента качества, доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал.

Важным моментом в этом разделе является определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь.

В разделе «Энергосбережение» анализируются данные об объемах и структуре потребления организацией топливно-энергетических ресурсов в планируемом периоде, удельный вес указанных затрат в себестоимости продукции, обосновывается возможность обеспечения выполнения доведенного организации целевого показателя по энергосбережению. По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по энергосбережению, реализация которого позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции, максимально использовать местные виды топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы. При этом указываются сроки реализации мероприятий, объемы капиталовложений (с указанием источников финансирования) и планируемый экономический эффект от экономии топливно-энергетических ресурсов.

План мероприятий по энергосбережению может включать следующие мероприятия:

внедрение новых энергоэффективных технологий, оборудования, технологических процессов и повышение эффективности действующих;

внедрение когенерационных установок для совместной выработки тепловой, электрической энергии и холода на действующем энергетическом оборудовании;

децентрализация теплоснабжения с ликвидацией крупных котельных и протяженных тепловых сетей с установкой локальных источников тепла в центре нагрузок;

передача тепловых нагрузок на ТЭЦ от ведомственных котельных;

преобразование котельных в мини-ТЭЦ;

использование местных, нетрадиционных возобновляемых источников энергии (биогаз, ветер, ГЭС, геотермальные воды, солнечная энергия, вторичные энергоресурсы);

создание производственной инфраструктуры по обеспечению источников энергии древесным топливом;

внедрение энергосберегающих осветительных приборов и доведение теплотехнических характеристик зданий и сооружений до нормативных значений.

Целью раздела «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, сбалансирование, а также активное воздействие на выработку реальной стратегии бизнеса на основе глубокого анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие и сокращение длительности оборота капитала.

Финансовый план включает расчеты и обоснования: баланс доходов и расходов, расчет прибыли от реализации продукции, чистой прибыли и направлений ее использования, расчет потока денежных средств. В этом разделе также освещаются вопросы имущественной и организационно-правовой реструктуризации, если в планируемом периоде намечается изменение формы собственности либо доли собственников в совместном капитале коммерческой организации.

Убыточные организации, планирующие реструктуризацию кредиторской задолженности, включают в бизнес-план развития раздел «Реструктуризация кредиторской задолженности». В данном разделе указываются виды кредиторской задолженности, обоснования необходимости ее реструктуризации. В бизнес-плане развития отдельно приводятся расчеты прогнозируемой деятельности коммерческой организации на период реструктуризации кредиторской задолженности при условии реструктуризации задолженности и без ее проведения.

При подготовке раздела «Показатели эффективности деятельности организации» необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные финансовые показатели работы коммерческой организации (объем производства продукции, выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, чистая прибыль, сумма просроченной кредиторской и дебиторской задолженности на конец соответствующего планируемого периода, ее удельный вес в общей сумме соответственно кредиторской или дебиторской задолженности, запасы готовой продукции на конец планируемого периода к среднемесячному объему производства промышленной продукции, уровень рентабельности реализованной продукции, уровень рентабельности продаж), а также показатели, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность коммерческой организации (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами).

В данном разделе устанавливаются целевые показатели, по которым определяется выполнение либо невыполнение бизнес-плана развития. К таким показателям относятся выручка от реализации продукции и уровень рентабельности реализованной продукции или уровень рентабельности продаж. С учетом отраслевых особенностей состав целевых показателей, по которым определяется выполнение бизнес-плана развития, может быть дополнен другими показателями по решению соответствующего органа управления.

Невыполнение любого из установленных целевых показателей означает невыполнение в целом бизнес-плана развития за соответствующий отчетный период.

При наличии у коммерческой организации обособленного подразделения, имеющего самостоятельный баланс и не разрабатывающего отдельный бизнес-план развития, в бизнес-план развития коммерческой организации включаются задания для обособленного подразделения по целевым показателям (нарастающим итогом за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев, год), состав которых установлен для коммерческой организации.

Приведенные в описательной части бизнес-плана развития показатели подтверждаются соответствующими финансово-экономическими расчетами, оформляемыми приложениями к бизнес-плану развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: