Г. Выбор формата проекта.
В педагогической литературе проекты классифицируются по самым разным основаниям:
· по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;
· по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
· по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
· по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
· по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
· по предметной области: исторические, экологические и др.;
· по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
· по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.
Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для их реализации дальнейшего представления в виде системы задач и перечня процедур. Прогноз включает в себя формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях. Это дает возможность выстроить логику изменений (обоснование этапности, стадийности реализации проекта).
|
|
Далее проектная деятельность развивается на уровне составления программы (плана). Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Программа — особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования. К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся:
· образовательная программа;
· учебная программа;
· программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;
· программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;
Структурно-содержательный план представляет собой краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок изложения (или реализации содержания), т.е. его структуру. У чебно-тематический (календарный) план — перечень тем, выстроенный в логике постепенного усложнения, отражающий объем учебного курса и порядок изложения, преподавания содержания. Форма этих планов, как правило, произвольна и носит описательно-констатирующий характер.
|
|
Организационное планирование обеспечивает комплексный подход к управлению ходом проекта. Цель организационного плана — обозначить способы решения определенной задачи в максимально короткий срок. На этом этапе необходимо показать, что решений может быть множество, следовательно, целесообразным становится сопоставление проектных предложений.
Организационный план определяет заранее намеченный объем содержания и систему действий для его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делать, кто делает, с кем во взаимосвязи, когда, где, в какой последовательности?
Для осуществления планирования необходимы разбивка на операции всей проектной процедуры и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения по каждому из этапов.
По мере развертывания во времени и в пространстве логики проектной деятельности первоначальный замысел будет постоянно конкретизироваться на уровне образа цели и образа результата. В соответствии с этим уточняется план совместных действий, задающий структуру проектной деятельности.
Е. Предварительная социализация проекта. Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания принципов деятельности. Полезно сформулировать требования к форме представления проекта.