Характеристики исследования

Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности

Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков

Необходимой на этом этапе становится оценка ра­циональности использования и сочетаемости возмож­ных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия.

Рассматривая первый из только что названных критериев, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое. В реальной практике эти признаки исследова­ния находятся в некотором соотношении, характери­зующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и стиль управления.

Однако подход к проводимым исследованиям дол­жен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время (на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы.

Исследование может рассматриваться как постоян­но развивающийся способ познания. Это обусловлено свойствами, которыми обладает исследование. Среди них выделяют свойства эксплицитности, системности и контролируемости. Эксплицитностъ исследования со­стоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде. Ничто не утаивается и ничто не принимается на веру. Систем­ность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вмес­те с другими фактами. Не признаются никакие объяс­нения, пригодные лишь на данный случай, не допуска­ется никаких отступлений от метода. Контролируемость проявляется в том, что анализируемые явления, по воз­можности, рассматриваются со всей строгостью, допу­стимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки при со­блюдении требования осторожности, что в более широ­ком смысле означает постоянное внимание к деталям.

Виды исследования управления могут различать­ся [17]:

1) по цели исследования: практические и научно-практические;

2) методологии: эмпирического характера и опираю­щиеся на научный аппарат;

3) использованию ресурсов: с использованием собственных или привлекаемых ресурсов;

4) продолжительности: краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные.

В качестве критериев классификации исследова­ний могут также применяться такие как трудоемкость, уровень информационного обеспечения, организация проведения и др.

В каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый тип исследования.

Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.

К основным характеристикам исследования отно­сятся следующие [17].

1. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2. Организация исследования — порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.

3. Ресурсы исследования — комплекс средств и воз­можностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К та­ким ресурсам относятся интеллектуальные, инфор­мационные, материальные, технические, трудовые и временные.

4. Объект и предмет исследования.

5. Тип исследования — принадлежность исследова­ния к определенному классу, отражающему свое­образие всех его характеристик.

6. Потребность исследования — степень остроты проблемы.

7. Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особеннос­тями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных ус­ловиях.

8. Качество исследования — комплексная совокуп­ность свойств и характеристик исследования, от­ражающая его особенности и позволяющая оце­нить его результативность.

9. Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологического характера, опреде­ляющих подход к исследованию и организации его проведения.

10. Результат исследования — информация, получен­ная при завершении исследования, способствую­щая успешному разрешению проблемы, пони­манию ее содержания, причин возникновения, следствий и т. д.

11. Эффективность исследования — соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресур­сами, использованными на его проведение.

Результатами исследования обыч­но являются цифровые данные, заявки на изо­бретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких-либо параметров, повышение ка­чества лабораторных процессов и т. д. Однако за­конченный продукт чрезвычайно редко является результатом исследования.

Результат исследования может быть непосред­ственным и опосредованным [10].

Непосредственным результатом является инфор­мация, представленная в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий, рецептов и т. п.

Опосредованный результат затрагивает такие эко­номические категории, как эффективность, производительность, социально-психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество и т. п.

Так как результаты исследования могут представ­лять интерес для внешнего окружения предприятия, например конкурентов, существует необходимость принимать меры к защите полученной информации (например, соглашение о неразглашении коммерчес­кой тайны).

Права использования результатов исследования и научных разработок всегда являются центральными положениями любого контракта на исследования и разработку. Существуют общие правила, которые дол­жны соблюдаться всегда, а также правила, которые зависят от каждого конкретного случая. В данном кон­тексте выделяют следующие виды прав: эксклюзив­ные — неэксклюзивные; передаваемые — непередава­емые; на основе роялти — без роялти; отзывные — безотзывные; лицензируемые — нелицензируемые.

Эти понятия являются средствами регулирования охраны интеллектуальных прав или прав собственно­сти. Их нужно четко различать. Всегда учитывайте конкретный случай и его перспективу.

Тема 3. Современное представление о сущности понятия (категории) «система».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: