Боковое движение, обусловлено действием моментов рыскания, крена и боковой силы, может быть разделено на "быстрое" и "медленное" (спиральное) движение. "Быстрое" движение, обусловленное действием азродинамических моментов Мх, Мy и боковой силы Z, связано со сравнительно энергичным вращением самолета вокруг нормальной OY и продольной OX осей в течение нескольких первых секунд возмущенного движения без заметного смещения ЦТ с-та вдоль оси O Z.В случае горизонтального прямолинейного полета спиральная составляющая бокового движения, обусловленная появлением скольжения из-за действия силы тяжести при малых углах крена, развивается очень медленно.
Упрощенные уравнения получают принебрежением слагаемым
в системе (3.2), спиральными моментами
; а также слагаемыми
В итоге система (3.2) принимает вид:
(3.3)
При этом система (3.3) распадается на две системы:
(3.4)
(3.5)
Так как движение рыскания (1-ое, 3-е и 5-ое уравнения) в системе (3.3) стало независимым от движения крена (2-ое и 4-ое уравнения), но не наоборот. Системе уравнений (3.4) и (3.5) соответствует структурная схема, показанная на Рис.3.1.
|
|
Как видно из этой схемы, движение крена, возникающее при отклонении элеронов, можно исследовать независимо от движения рыскания, т.е. используя систему (3.5) при b=0:
(3.6)
Уравнения (3.6) называются уравнениями изолированного движения крена, а (3.4) -изолированного движения рыскания.
При исследовании координированного () или близкого к координированному (b мал) развороту применяется система уравнений (3.7)
(3.7)
которой соответствует структурная схема