Существует ряд логических операций над понятиями: обобщение, ограничение, деление, классификация, определение и т. д.
Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом посредством усечения содержания исходного. Последовательность обобщения выражается цепочкой: индивид – вид – род; индивидуальный признак – видовой признак – родовой признак. Данная операция позволяет определить род класса мыслимых предметов. Например, «Студент СибГАУ ГФ Иванов А. А.» - «Студент СибГАУ ГФ» - «Студент СибГАУ» - «Студент».
Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом посредством добавления специфических признаков. Последовательность ограничения выражается той же цепочкой, что и обобщение, только имеет обратное направление: род – вид – индивид; родовой признак – видовой признак – индивидуальный признак. Например, «Студент» - «Студент СибГАУ» - «Студент СибГАУ ГФ» - «Студент СибГАУ ГФ Иванов А. А.».
|
|
Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.
Деление – логическая операция расчленения объема понятий на непересекающиеся части по какому-либо признаку. Понятие, подвергаемое этой операции, называется делимым, понятия являющиеся результатом деления – членами деления, а признак, по которому происходит деление – основанием деления. Например: «В зависимости от преследуемых целей выделяют три вида рекламы: информативную, увещевательную и напоминающую».
Правила деления, нарушение которых приводит к логическим ошибкам:
1. Соразмерность: сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого, иначе возникают ошибки:
а) неполного деления, когда не названы все члены деления. Например, «Направления деятельности специалиста по рекламе: маркетингово – рекламная; рекламно – менеджерская; рекламно – производственная» (не названы художественно – творческая; аналитическая; экспертно – консультационная; рекламно – информационная);
б) деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления. Например, «Видами искусства являются музыкальное, искусство кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т. д.» (лишнее – подлинное искусство, поскольку данное понятие не соответствует основанию деления).
2. Несовместимость: члены деления должны быть несовместимы друг с другом, в противном случае последует ошибка перекрестного деления. Например, «Студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники» (налицо ошибка перекрестного деления).
3. Последовательность: деление должно осуществляться только по одному основанию. Например: «Головы бывают умными и 58 размера» (деление произведено по разным основаниям). «Реклама бывает информирующей, напоминающей, социальной» (деление произведено по разным основаниям).
|
|
4. Непрерывность: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам; нарушение этого правила ведет к ошибке «скачок в делении». Например, «Мебель – это шкафы, столы, венские стулья» (лишнее – «венские стулья», поскольку «венские стулья» являются членом деления родового понятия «стулья», а не «мебель»).
В делении понятий различают дихотомию и деление по видоизменению признака.
Дихотомия – это деление на два противоречащих понятия. Например: «Реклама: коммерческая, некоммерческая», «Обвиняемый: виновен, невиновен».
Дихотомическое деление – операция простая и очевидная, но ее существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного члена деления).
Деление по видоизменению признака – это деление на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Это характерно для классификации (например, классификация наук или учебных дисциплин по предметным областям), рассматриваемая как самостоятельная операция.
Классификация – это логическая операция деления объема понятий посредством расчленения на классы по какому-либо признаку, при котором каждый класс имеет свое определенное и устойчивое место. Так, важное место в науке занимают классификация растений и животных, классификация химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева и др. Классификация отличается от обычного деления относительно устойчивым характером и методологической значимостью для теории и практики. По мере накопления информации классификации дополняются и уточняются. Например, значительные уточнения претерпели классификации элементарных частиц, органических соединений, классификации рекламы по видам рекламных носителей и т. д.
Определение понятия – это логическая операция раскрытия содержания понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны и эквивалентны исходному. В определении соотносятся два понятия: определяемое (дефиниендум) и определяющее (дифиниенс). Как правило, определяющее представляет собой многословное языковое выражение, смысл которого считается ясным.
Виды определений. Различают реальные и номинальные, явные и неявные определения.
Реальными называют определения, фиксирующие существенные признаки предмета, например «Человек – это мыслящее существо»; «Реклама – один из инструментов комплекса продвижения продукта, представляет собой любую оплачиваемую форму неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемую конкретным заказчиком» (Е. П. Голубков).
Номинальными называют определения, фиксирующие значение знакового выражения. Например: «Под термином «абсолютно черное тело» понимают объект, поглощающий все попадающие на него лучи видимого света». «Под термином «реклама» понимают неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с указанием источника» (Ф. Котлер).
Познавательная функция реального определения состоит в определении существенных признаков предмета, а номинального – в определении значения термина.
Существуют также явные и неявные определения.
Явные определения фиксируют существенные признаки непосредственно. Например: «Реклама– информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г.), неявные определения указывают такие признаки косвенно.
|
|
Неявные определения используют такие приемы как указание, описание, сравнение, перечисление типичных предметов, составляющих весь объем определяемого (дефиниендума) и др. и, как правило, дополняются определенностью контекста. Например: «Рекламная информация – это такая информация, которая распространяется товаропроизводителями, торговцами или посредниками для привлечения внимания к рекламируемому объекту (товару или услуге)».
Правила определения и типичные ошибки:
1. Взаимозаменяемость определяемого (дефиниендума) и определяющего (дефиниенса). Например: «Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создании спроса на них («Большая советская энциклопедия»)».
Ошибки, связанные с нарушением этого правила:
а) слишком широкое определение, например: «Махеев» – кетчуп высшего качества»»;
б) слишком узкое определение, например: «Реклама - информация о потребительских свойствах товаров»;
в) перекрещивание объемов понятий в определении, например «Бизнесмен – это человек, организующий деятельность других людей»;
г) определение «как попало», например: «Упрямство – это порок слабого ума».
Эффективным способом обнаружения ошибок такого рода служит применение кванторов «Любой» и «Только». Например, определение «Любой человек, организующий деятельность других людей, является бизнесменом» явно относит к бизнесменам лиц, которые таковыми не являются (директор школы, организующий педагогическую деятельность своих сотрудников; преподаватель высшего учебного заведения, организующий учебную деятельность своих студентов). Или: «Только люди, организующие деятельность других людей, являются бизнесменами» (в этом определении не учитывается индивидуальная предпринимательская деятельность как бизнес).
2. Недопустимость «порочного круга» в определении, т. е. тавтологии, более известной в отечественной традиции как «масло масляное». Например, «Специалист по рекламе – это человек, занимающийся рекламной деятельностью».
|
|
3. Ясность и недвусмысленность определения. Например, недопустимы определения типа: «Жизнелюб – это человек, который любит пожить сам и не мешает жить другим».
4. Недопустимость негативного определения: по возможности определяющее (дефиниес) не должно быть отрицательным, поскольку отрицательные понятия по сути своей являются неопределенными. Например: «Машина – не роскошь», (а средство передвижения). Это правило можно рассматривать как частный случай предыдущего.