Быстрота и методика её развития
Быстрота – способность выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. В основе быстроты лежит способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.
Средства развития быстроты: соревновательные упражнения, выполняемые с мах скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.д.
2 основных метода развития быстроты:
1) повторный – повторное выполнение упражнения в мах быстром темпе:
а) в облегчённых условиях (бег под уклон, метание облегчённых снарядов и т.п.);
б) в затруднённых (бег в подъём, утяжелённые снаряды и т.п.).
2) соревновательный.
Соблюдать правила развития быстроты:
1. Длительность работы не более 20 сек.
2. Повторные упражнения выполнять с околопредельной или предельной интенсивностью.
3. Отдых между повторами – 95% от времени для полного восстановления. Активный отдых – ходьба (или покой) до восстановления дыхания.
4. Как только скорость начинает снижаться – упражнения на быстроту прекратить. На фоне утомления быстрота не воспитывается.
Наиболее благоприятный возраст для воспитания скоростных возможностей – 8-11 лет.
Выносливость – это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности (или выносливость – это способность организма преодолевать наступающее утомление).
Различают общую и специальную выносливость.
Общей выносливостью называют способность человека продолжительно выполнять работу умеренной интенсивности, вовлекающую в действие многие мышечные группы.
Специальная выносливость – способность длительное время поддерживать работоспособность в определенном виде физических упражнений (спец. выносливость бегуна, лыжника, игровика).
При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью.
Методы развития общей выносливости
1. Равномерный – в основном это циклические упражнения (кросс, плавание, велоспорт и др.) продолжительностью 25-30 мин. для новичков и от 50 мин. до 120 мин. для более подготовленных.
2. Переменный - работа с переменной скоростью (ФАРТЛЕК – «игра
скоростей»).
3. Повторный – полный отдых между повторами упражнений (бег 3р. по 1км).
4. Интервальный – ограничен отдых (например, 3р. по 1км отд. 1 мин.)
Общая выносливость служит основой для воспитания многих видов специальной выносливости.
Специальная выносливость воспитывается с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется, а упражнения выполняются с интенсивностью равной соревновательной или близкой к ней.
Методы развития выносливости: переменный, интервальный и соревновательный.
Виды специальной выносливости: скоростная выносливость (бег 100м), силовая выносливость (единоборства, штанга), скоростно-силовая и др.
Повышение специальной выносливости тесно связано с улучшением спортивной техники. Чем она выше, тем меньше лишних движений и мышечных напряжений и непроизводительного расхода энергии.
В тренировке на выносливость воспитываются волевые качества, способность стойко переносить неприятное ощущение утомления, умение терпеть. В процессе выполнения упражнения возникает «мертвая точка» – появление чувства тяжести в ногах, стеснение в груди, боли в мышцах, удушье, желание прекратить работу. Но если усилием воли заставить себя продолжить работу, то наступает «второе дыхание» (чувство облегчения).