Политический строй Спарты

Социально-экономический строй древней Спарты.

Мессения, обширная область в юго-западной части Пелопоннеса, отошла под власть Спарты. Мессенские войны существенно изменили характер полисного строя этого дорийского государства Пелопоннеса. Упоминавшийся аграрный кризис повлек структурные изменения в основной отрасли спартанской общины — земледелии. Этому процессу соответствовали общественные отношения. Земельный фонд был поделен на девять тысяч равных по доходности наделов, по числу полноправных граждан Спарты. Клеры не подлежали дарению, продаже, их нельзя было завещать, разделять при наследовании. Высокий авторитет полноправного гражданина поддерживался и контролировался государственной властью именно благодаря экономико-правовому регулированию. К наделу прикреплялись рабы-илоты, обслуживающие спартиатов. Участвуя в военных действиях, спартиат имел возле себя семерых рабов-илотов. Часто они прикреплялись семьями и были абсолютно бесправны. Илотия носила общественный характер, делая раба собственностью всего государства (при том, что илоты были относительно свободны, то есть их труд в пользу государства имел известные пределы в виде сданной части урожая). Положение рабов было унизительным, подневольным и вызывало ропот и восстания. Рабы, выходцы из Лаконии и Мессении, стремились объединиться на этнической основе, что и было опасно для полисной организации. Государство поддерживало порядок лишь рядом жестоких мер, беспощадных расправ. Примером устрашения были государственные массовые казни безоружных илотов — криптии.

Кроме господствующего слоя полноправных граждан, спартиатов, а также илотов, были еще и периэки, свободная категория населения без политических прав. Прерогативой периэков были занятия ремеслом и торговлей, причем их статус поселенцев на приграничных землях способствовал этому. Они были наделены функциями самоуправления в рамках Спарты, поскольку были отдалены от политического центра и не могли в полной мере реализовывать свои политические права (например, участвовать в работе апеллы).

Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую иерархию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских прав. Становясь гражданами, они вступали в привилегированный слой, доминировавший в политической структуре. В рассматриваемый период (VII — V вв. до н. э.) это меньшинство еще составляло «общину равных».

Плутарх приводит сведения о Великой ретре, «конституции» Древней Спарты, которая определяла стройную политическую систему как сохранившую первобытную социальную организацию -- три родовые филы (дорийские). Наличие двух царей, принадлежавших династиям Эвропонтидов и Агиадов, — тоже родовой пережиток. Цари-архагеты представляли древние роды ахейцев и дорийцев и входили в герусию, совет старейшин. Однако формировало политику народное собрание — апелла, считавшаяся верховной властью только номинально.

Основополагающий принцип государства Спарта - принцип равенства — ярко воплотился в сисситиях институте совместных трапез. Они обеспечивали на практике принципы равенства, доходившего до механической уравниловки для рядовых участников трапезы, твердой доли взносов и нормы потребления.

Община в Спарте — это круговой жесткий механизм соподчиненных мужских союзов. Спартанская полисная организация включала еще и объедине­ния спартанских юношей и подростков в агелы для поддержания сплоченности и жесточайшей дисциплины. Вся архаическая система, приспосабливаемая к новым условиям рабовладельческого общества, была воплощением гражданского единомыслия и строгого соподчинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: