Подзаконные нормативные акты

Приложение 5

Приложение 2.

Приложение 1

Онтологический

Ø теории роле-половой социализации;

Ø теории драматургического интеракционализма;

Ø этнометодологическую концепцию;

Ø теорию социального конструирования гендера;

Ø концепцию «деконструктивизма».

Гносеологический (эпистемеологический теория познания)

Познание общества женщинами ведется в рамках нескольких парадигм:

Ø феминистского эмпиризма,

Ø позиционизма,

Ø постмодернизма,

Ø социального конструктивизма.

Сегодня «гендер» понимается
как одна из важнейших граней общественных отношений и

включает три группы характеристик (которые мы будем рассматривать позднее)

1) социальный пол;

2) полоролевые стереотипы, распространенные в обществе;

3) «гендерный дисплей» - предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявления. См.СЛАЙД 19.

Подводя итог, можно отметить, что гендерология и феминология - это не только новый курс, но и новая точка зрения на проблемы человека и общества и ее целью является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и женской – в гармонии социального развития.

Литература. См. слайды.

Система принципов:

· преемственности (глубокое и всестороннее изучение основных идей, взглядов, подходов, концепций, теорий, выдвинутых в прошлом и настоящем);

· целостности (в применении к гендерному знанию является трехаспектным (объектно - субъектно-предметным);

· верификации (требует установления истинности научных утверждений по результатам их эмпирической проверки).

Система методов:

· всеобщий (диалектический метод - познание общественных процессов и явлений во взаимосвязи, с точки зрения единства и борьбы противоположностей, динамики количественно-качественных изменений, диалектического отрицания, единичного и общего и т.д.);

· общенаучные методы

(теоретического уровня – исторический и логический анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогия и моделирование;

эмпирического уровня – анализ документов, наблюдение, сравнение, анкетирование, тестирование, эксперимент);

· специальные методы (устная история, глубинное интервью, метод кейс-стади, анализ дискурса и телесных репрезентаций, метод социальных генеалогий; генетико-субъектно-функциональный метод (ГСФ-метод) - не ограничивает исследователя рамками полоролевой проблематики, позволяет анализировать и другие аспекты бытия человека и общества: онтологический, гносеологический, аксиологический, прагматический. ГСФ-метод выступает своеобразным ключом, позволяющим открыть «гендерное здание», уяснить его внутреннее устройство путем выделения и соотнесения трех относительно самостоятельных подструктур: генетической, субъектной и функциональной.

· количественные (возрастно-половая (половозрастная) пирамида, коэффициенты демографические, демографические таблицы);

· качественные (глубинное интервью о жизненном пути респондента (нарратив), метод кейс-стади, групповая дискуссия).

Базовые понятия:

· пол;

· гендер;

· концепция гендерной дифференциации общества (ГДО);

· тип гендерной культуры общества (ГКО);

· фемининная модель поведения;

· маскулинная модель поведения;

· полоролевая дифференциация социума (ПДС) - есть развертывающийся во времени процесс, с одной стороны, и общественное явление, имеющее выраженные пространственные очертания, поддающееся локализации и количественно-качественному изменению с другой стороны.

Базовые понятия:

· ПОЛ - совокупность контрастирующих биологических признаков особей одного вида, обеспечивающих размножение организмов.

· ГЕНДЕР – комплекс соматических, репродуктивных, социально-культурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

· ГЕНДЕР – комплекс соглашений, регулирующий биологический пол как предмет общественной деятельности. (Гейл Рубин).

§ ГЕНДЕР – социальное отношение: не биологический пол, а представление каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений (Н.И. Абубикирова).

· ГЕНДЕР - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейные роли и репродуктивного поведения.

· ГЕНДЕР - социальный аспект отношения полов, складывающийся во всех сферах жизнедеятельности общества. (Г.И. Карелова).

· ГЕНДЕР – повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практиках; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно воспроизводится и в структурах сознания и в структурах действия.

· ГЕНДЕР – системная характеристика социального порядка, от которого невозможно избавиться или отказаться (Н. Л. Пушкарева).

· ГЕНДЕР – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. (И.Г. Малкина - Пых).

· ГЕНДЕР, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

· ГЕНДЕР - комплекс социокультурных различий (ролей, статусов, стереотипов, мышления и поведения) мужчины и женщины. Совокупность природных (соматических, физических, физиологических) и культурных (интеллектуальных, волевых, эмоционально - чувственных) качеств, дифференцирующих мужчин и женщин; это отражение специфического биологического в социальном, выступающее как устойчивые нормы (стереотипы) сознания и поведения разнополых субъектов, а также отношений между ними. (Э. Понуждаев)

ГЕНДЕР является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий или это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Новейший философский словарь Стр.155.»

· Иногда для краткости «гендер» определяется как «социальный пол»

Основное содержание концепций

l Биологическая – его сторонники абсолютизируют факт биологического диморфизма и устанавливают линейную причинно-следственную связь между анатомо-физиологическими особенностями женского организма и социальной «вторичностью», культурной ущербностью женщины.

l Социобиологическая – в 70-80-е годы «социобиологи» (Э.О.Уилсон, Л.Тайгер, Р.Фокс) доказывают необходимость социализации женщины-субъекта посредством «более подходящих», не противоречащих ее природе отраслей «науки, техники, производства».

l Биосоциальная – уже к началу 50-х годов философией персонализма были поставлены следующие вопросы: «Каким образом обеспечить женщине развитие, соответствующее ее природе, не ограничивая ее, как гармонично сообразовать ее с миром, какие новые ценности и новые перспективы предложить ей?» Э.Мунье (1905 – 1950) теоретик французского персонализма показал, что современное общество, созданное «мужчинами и для мужчин» несовершенно. Среди первоочередных задач человечества он назвал раскрытие потенциала женского существа, поскольку «женщина – тоже личность».

К середине 80-х годов общим для отечественных и зарубежных «биосоциологов» стало понимание негативных последствий тех половых (полоролевых) стереотипов, которые продолжают сохраняться и в индустриальную эпоху.

В соответствии с данным подходом женщина-субъект реализует «три основные социальные функции: гражданки, труженицы, матери. Вклад женщин в развитие общества заключается в осуществлении ими каждой из этих функций в отдельности и вместе».

· Социологические или феминистские – феминизм – течение общественной мысли и идеологии движения против различных видов дискриминации женщин.

Сильной стороной феминистских концепций, отражающих статику и динамику функционирования женщины в обществе, является то, что никакой вид социальной деятельности они не определяют как «противоестественный» ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ-СУБЪЕКТА.

В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЖЕНЩИНА, ПОНИМАЕМАЯ КАК ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ, МОЖЕТ И ДОЛЖНА КОНКУРИРОВАТЬ С МУЖЧИНОЙ «НА РАВНЫХ»

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.
В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).
1. Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

  • Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит:
    • указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;
    • акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.

2. Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.
В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ.
3. Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления.
4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: