Региональная территориальная система экологического мониторинга

Распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами Федеральной исполнительной власти

Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.

На территории бывшего СССР в 70-е годы прошлого столетия на базе станций гидрометслужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК).

Государственный экологический мониторинг

Указанную службу можно разделить на три крупных блока (подсистемы):

1) Подсистема контроля загрязнений в зонах воз­можного существенного антропогенного воздействия (зоны интенсивного воздействия). Контроль загрязнений в зонах возможного интенсивного воздействия включает контроль загрязнения атмосферного воздуха, вод суши и морей, загрязнения почв.

С точки зрения кон­троля загрязнения атмосферы сюда относятся зоны городов, промышленные районы. Во всех крупных городах измеряется содержание в воздухе пыли, сернистого газа, сажи, окиси углерода, двуокиси азота.

В городах, где работают соответствующие предприя­тия, измеряется содержание аммиака, серной кислоты, сероводорода, сероуглерода, хлора, метилмеркаптана, фенола, тяжелых металлов, фтористого водорода. В некоторых городах проводятся определения углеводо­родов и озона (это важно для выявления смоговых си­туаций).

С точки зрения кон­троля загрязнения поверхностных вод - устья рек и эстуарии, участки крупных рек и малые реки, а также озера и водохранилища в промышленных районах, особенно места сброса сточных вод, районы животно­водческих ферм, городов (с учетом коммунальных сто­ков). Наблюдения и контроль за уровнем загрязнения поверхностных вод осуществляется по физическим, хи­мическим и гидробиологическим показателям. С точки зрения контроля загрязнения морских вод - прибрежные зоны в промышленных районах, райо­нах крупных городов, особенно портовых, районы мор­ского нефтепромысла. С точки зрения контроля загрязнения почв - районы больших городов, автомагистра­лей и крупных дорог, сельскохозяйственных угодий с интенсивным применением ядохимикатов.

2) Подсистема контроля загрязнений на региональном уровне - зона повсеместного контроля промежуточ­ных уровней загрязнения - в атмосфере небольших городов, районов, примыкающих к зонам интенсивной работы промышленности; измерения загрязнений в боль­шом числе мест на реках, озерах и морях, в почвах хозяйственного освоения. Такие измерения должны быть повсеместными, но могут быть не очень частыми (в пространстве и во времени). Для веществ, имеющих относительно равномерное распределение, возможно об­следование (съемки) экспедиционного характера (на­пример, съемка фоновых глобальных радиоактивных выпадений). Сюда может быть отнесен и мониторинг распространения примесей на большие расстояния (например, при трансграничном переносе).

3) Подсистема контроля загрязнений на фоновом уровне — сюда относятся наблюдения в зонах, удаленных от любых локальных источников. В качестве примера можно указать на комплекс измерений и исследований на базе биосферных заповедников. К этой подсистеме относится контроль состояния природной среды, уровня загрязнения в уникальных, заповедных природ­ных объектах.

На базе озонометрических станций организованы наблюдения за состоянием озоносферы (измерения интегрального содержания озона); эти наблюдения также относятся к фоновым. Расширение таких наблюдений требует организации измерения профилей озона и содержания в верхней атмосфере малых примесей, влияющих на озоновый слой.

Система контроля обеспечивает оперативную возможность получения и передачи данных о резких изме­нениях уровней загрязнения из-за аварийных ситуаций или неблагоприятных метеорологических условий.

Информация о загрязнении окружающей среды по степени срочности делится на три категории:

· экстренная информация, содержащая сведения о резких изменениях уровня за­грязнения, требующая безотлагательного принятия мер, немедленно сообщается местным и центральным органам;

· оперативная информация, охватывающая месячный период наблюдений, пере­рабатывается на местах и в центральных организациях Госкомгидромета, сообща­ется в местные и центральные организации;

· режимная информация, охватывающая годовой период наблюдения и отражающая общее состояние, тенденции в изменении загрязнения природ­ных сред, служит для планирования мероприятий по охране окружающей среды на длительные сроки.

Вся информация из зон с любым уровнем воздейст­вия как экстренная, так и обобщенная за определенные интервалы времени поступает с систем контроля за­грязнений в заинтересованные организации, конечно, наиболее оперативно из зон интенсивного воздействия.

Система контроля загрязнений природной среды построена по иерархическому принципу. Первичной ступенью (уровнем) является пункт (пункты) наблюдения, откуда информация передается в центр сбора и обработки информации. Для автоматизирован­ной системы первичной ступенью является локальная система, обслуживающая отдельный район, город. Эта ступень состоит из двух частей – контрольно-замерных станций и вычислительного центра.

В центре сбора информации (вычислительном центре) данные обрабатываются, сортируются и пере­даются на следующий уровень - региональный (терри­ториальный) вычислительный центр (РВЦ, ТВЦ). Из указанных центров информация о загрязнении природ­ной среды передается местным заинтересованным организациям.

Третьим уровнем системы является главный центр данных, в котором собирается и обобщается ин­формация о загрязнении природной среды в масштабе страны.

Возможен и промежуточный уровень — сбор и обоб­щение данных о загрязнении различных сред в вычисли­тельных центрах научно-исследовательских институтов, ответственных за соответствующие направления работ (такой сбор осуществляется параллельно, без задержки передачи данных в главный центр данных).

В указанных центрах осуществляется детальный анализ полученной информации, исследование наблюдаемых особенностей загрязнений природной среды.

Помимо ОГСНК, в систему Росгидромета (Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств.

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В ЕГСЭМ применяется территориально­-ведомственный принцип построения системы, предусматривается максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга биосферы, антропогенных воздей­ствий, состояния биоты и экосистем. В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

ЕГСЭМ как центр единой научно – технической политики в области экологического мониторинга обеспечивает:

- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и населения на антропогенное воздействие;

- доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Федеральный орган Функции
Минприроды России координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и зон из прямого воздействия организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов) обеспечение создания и функционирования экологи­ческих информационных систем ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природ­ной среде, природных ресурсах и их использовании
Росгидромет организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, око­лоземного космического пространства, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды координация развития и функционирования ведомст­венных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды ведение государственного фонда данных о загрязне­нии окружающей природной среды
Роскомзем мониторинг земель
Роскомнедра мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов
Роскомры6оловство мониторинг рыб, других водных животных и расте­ний
Рослесхоз мониторинг лесов
Роскомвод мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод
Роскартография осуществление топографо-геодезического и карто­графического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем
Госгортехнадзор России координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях до­бывающих отраслей промышленности мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России)
Госкомсанэпиднадзор мониторинг воздействия факторов среды обитания ни состояние здоровья населения России
Минобороны мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами воен­ной техники двойного применения
Госкомсевер России участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера
Комитет по проведе­нию подводных работ при Совете Минист­ров – Правительстве РФ участие в разработке, развертывании и развитии ЕГСЭМ в части мониторинга подводных источников особого назначения воздействия повышенной опасности в морях и внутренних акваториях на окружающую среду
Минсельхоз России обеспечение создания и функционирования отраслевой системы мониторинга окружающей природной среды
Минатом России, Минсельхоз России, Минтопэнерго России, Роскоммаш, Роскомо­боронпром России, Роском-химнефтепром, Роскомметаллургия координация деятельности подведомственных пред­приятий и организаций отрасли (независимо от форм собственности в области мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую при­родную среду

В целях развития системы экологической безопасности в регионе и совершенствования информационного обеспечения органов власти и государственного управления и в соответствии с планами администрации региона по охране окружающей среды и предложениями природоохранных органов региона может формироваться единая территориальная система экологического мониторинга региона. Распоряжением Главы администрации субъекта РФ должно быть утверждено Положение о Единой территориальной системе экологического мониторинга (ЕТСЭМ) региона – субъекта РФ.

Положение определяет цели и задачи организации и функционирования единой территориальной системы экологического мониторинга.

Вся информация ЕТСЭМ является государственной собственностью, право оперативного управления которой возлагается на территориальные органы охраны окружающей среды и природных ресурсов. Субъекты мониторинга имеют право использования информации для обоснования принятия и контроля исполнения решений, мероприятий и программ в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.

В систему наблюдения ЕТСЭМ входят следующие процедуры:

· выделение объекта наблюдения;

· регистрация и сертификация субъекта наблюдения;

· обследование состояния объекта наблюдения;

· составление информационной модели объекта наблюдения;

· планирование измерений;

· организации и проведение измерений;

· управление данными измерений;

· анализ и оценка состояния объекта наблюдении и идентификации его информационной модели;

· прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;

· представление информации и ее доведение до потребителя.

В системе экологического мониторинга следует выделять:

· мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;

· мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем источника;

· мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).

· Мониторинг источника воздействия – это вид наблюдений, связанный с определением и/или изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводится на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, теп­ловой энергии и т.д.).

Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем, - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории (акватории), на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретно рассматриваемого источника.

Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного источника или вида деятельности.

Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.

Основная цель функционирования ЕТСЭМ – обеспечение про­цедуры государственного управления в области охраны окружаю­щей среды, рационального использования природных ресурсов, необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

· оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;

· выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;

· оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально экономической системе общества и живой природе;

· определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.

Основными задачами ЕТСЭМ являются:

· организации сбора, передачи, обработки и хранения инфор­мации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения, обеспечения ею заинтересованных потребителей;

· проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;

· прогнозирование развития экологической обстановки, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению введения экологического мониторинга;

· информирование населения о состоянии окружающей природной среды;

· информационное обеспечение межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды.

В соответствии с основными задачами ЕТСЭМ выполняет сле­дующие функции:

· обеспечение единой методической базы мониторинга природных средств и природных ресурсов, источников антропогенного воздействия, осуществляемого территориальными отделениями феде­ральных органов исполнительной власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности и правового статуса;

· организации и обеспечение функционирования общеобласт­ной, региональной и государственной информационных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: