Виды и формы государственного финансового контроля

Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделёнными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами субъектов. Объектом контроля здесь выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской организацией. Основной целью его является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующих субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.

Методы государственного финансового контроля (посредством чего контролируют) бывают различными, как правило,- это ревизия, проверка, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии – соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчётности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определённого направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности эффективности.

Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей, например, по полноте охвата проверяемого объекта – полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный, или по характеру материалов – документальный и фактический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: