Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудит).
Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделёнными полномочиями.
Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.
Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами субъектов. Объектом контроля здесь выступает финансовая деятельность экономического субъекта.
|
|
Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской организацией. Основной целью его является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующих субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.
В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Последующий контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.
Методы государственного финансового контроля (посредством чего контролируют) бывают различными, как правило,- это ревизия, проверка, обследование и анализ.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии – соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчётности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.
|
|
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица.
Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определённого направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.
Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности эффективности.
Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей, например, по полноте охвата проверяемого объекта – полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный, или по характеру материалов – документальный и фактический.