Состав и структура расходов на здравоохранение

Тема 17. Расходы бюджета на здравоохранение

1. Состав и структура расходов на здравоохранение

2. Показатели планирования расходов больниц, поликлиник и других медицинских учреждений

3. Распределение расходов бюджета на здравоохранение между уровнями бюджетов.

Охрана и укрепление здоровья населения представляют собой многозонную систему государственных и общественных, социоло-экономических и медицинских мероприятий. Основополагающим принципам здравоохранения в РК является бесплатность и общедоступность медицинской помощи. (ст.29)

В РК вопросы охраны здоровья народа регулируются законом «Об охране здоровья народа», принятым 10 января 1992 года.

Основной задачей закона РК «Об охране здоровья народа» является реализация неотъемлемого права граждан на здоровье и обеспечение гарантированного конституцией права на его охрану. Закон определил следующие основные принципы государственной политики в области здравоохранения. Ответственность органов государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих формирование, развитие и укрепление здоровья народа; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность медицинских фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью за ущерб, причиненной здоровью граждан; научность и профилактическая направленность медико-санитарных мероприятий; бесплатность, общедоступность медицинской помощи, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения.

Бюджетная политика в области здравоохранения включает в себя обеспечение доступной и качественной медицинской помощи всему населению; оптимизацию и укреплению государственного сектора здравоохранения; поддержке и развитию негосударственного сектора; развитию отечественной фармацевтической промышленности; сохранению единой политики в охране здоровья народа; по предупреждению обвальной приватизации объектов здравоохранения..

Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из государственного бюджета.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся все виды общих и специализированных больниц, диспансеры и амбулатории, поликлиники, врачебные здравпункты, фельдшерско-окушерские пункты, родильные дома, дома ребенка, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи санитарно-курортная сеть. В общем объеме расходов на здравоохранение расходы на лечебно-профилактические учреждения занимают около 95% затрат.

Санитарно-профилактические учреждения включают в себя санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные противоречивые станции, изоляционно-пропускные пункты и дома санитарного просвещения.

Финансирование расходов осуществляется, как правило, в сметном порядке. Ряд организаций выполняют свою деятельность на принципах хозрасчета, например, аптеки и аптечные магазины, контрольно-аналитические лаборатории и др.

Размер ассигнований для учреждений здравоохранения зависит от категории учреждения и основных показателей его деятельности. В больницах к таким показателям относится число коек, в диспансерах и амбулаториях – число врачебных должностей, в детских яслях – число детей и.т.д. Например, для городских больниц установлено 8 категорий: больница первой категории имеет от 800 до 1000 коек, восьмой от 100 до 150 коек; для сельских больниц установлено 6 категории: первая категория имеет от 350 до 400 коек, шестая от 100 до 150 коек. Наличие категории дает возможность устанавливать типовую структуру и типовые штаты, осуществлять планирование на основе норм и нормативов.

Механизм финансирования осуществляется по двум направлениям: прямое финансирование государственных учреждений на основе бюджетных специфик и систем государственных закупок через размещение госзаказа на конкурсной основе.

Начиная с 1998 года наряду с сокращением числа больничных учреждений и коек, получила развитие амбулаторно-поликлиническая служба, развивался негосударственный сектор здравоохранения, которые в будущем смогут обеспечить и скомпенсировать достаточность медицинской помощи. Однако, нестабильность финансовой политики в сфере здравоохранения, отрицательная динамика ее финансирования, не прогнозируемость расходов создают определенные неясности для общества, увеличивая диспропорции в бесконечности неравномерности доступа к медицинским услугам различных слоев населения.

В приоритетном финансировании остро нуждается первая и амбулаторно-поликлиническое звено на селе, что является необходимым условием эффективности использования ресурсов. При этом многие случаи обычных заболеваний могли бы излечиваться на разных стадиях или предотвращаться.

В распределении финансовых средств по уровням здравоохранения следует отметить крайне низкое финансирование службы первичной медико-санитарной помощи, которая относится к приоритетным направлениям развития сферы здравоохранения. На сегодняшний день система здравоохранения республики включают в себя 3247 амбулаторно-клинических учреждений, 938 больничных учреждений на 106944 койки, в том числе и на селе 303 больницы на 29973 койки. Кроме того, функционируют 417амбулаторно-поликлинических и 115 больничных организации в частных структурах.

Общее число врачей составляет 48953 человек, средних медицинских работников 106554,в том числе на селе 7958 врачей и свыше 28 тыс. среднего медперсонала.

Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 81 миллиона в год, что в среднем на одного жителя приходится 6,4 посещений в год, в стационарных больничных учреждениях на 10 тыс. человек приходится 72,1 коек.

В настоящий момент здравоохранение финансируется за счет следующих источников:

- бюджетных средств (средств республиканского и местного бюджетов, выделяемых по долговременным нормативам);

- отчислений от доходов хозяйствующих субъектов, целевых субсидий министерств и ведомств и других органов управления;

- средств международных организаций по специальным программам;

- средств медицинских учреждений, полученных за выполнение сверхнормативных медицинских и других видов хозяйственной деятельности, т.е. прямой оплаты услуг пациентами;

- благотворительных вкладов организаций и граждан, в том числе других государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: