Концентрация фирм в отрасли

Тема 1. Концентрация рынка и рыночная власть

Главенствующее направление в ООР основывалось на парадигме «структура-поведение-результат (эффективность)». Парадигма придает системность анализу заданной отрасли. Отрасль характеризуется структурой (например, насколько велика ее концентрация), поведением (т.е. поведением фирм, действующих в отрасли) и эффективностью (рыночная власть, эффективность распределения ресурсов и т.д.) Кроме того, парадигма предполагает причинно-следственную связь между структурой, поведением и эффективностью. Структура влияет на поведение, а вместе структура и поведение влияют на результат (эффективность).

Примеры:

1. Сговор вероятнее может быть при небольшом количестве фирм. О фиксации цен проще договориться, если фирмы похожи друг на друга и т.д.

2. Чем интенсивнее конкурируют фирмы, тем ниже степень рыночной власти и выше эффективность распределения ресурсов.

3. Чем более предопределено поведение (модель Курно), тем выше концентрация в отрасли и тем выше степень рыночной власти.

В течение долгого времени экономистов-эмпириков занимал вопрос, какие эмпирические выводы следуют из данной парадигмы. В частности, если эффективность является функцией структуры и поведения, а поведение в свою очередь – функция структуры, то мы можем просто-напросто свести все три пункта к простой зависимости эффективности (скажем, рыночной власти) от структуры (скажем, концентрации).

Предположим, что зависимость между концентрацией и рыночной властью является прямой, также является прямой зависимость между концентрацией и неконкурентным поведением. Далее совершенно четко можно сказать о том, что связь между неконкурентным поведением и рыночной властью, также является прямой. Тогда, если все свети воедино, то получится, что между концентрацией и рыночной властью должна тоже существовать прямая зависимость. Данное положение будет являться рабочей гипотезой о зависимость структуры и поведения. Для проверки этой гипотезы нам необходима информация о концентрации и рыночной власти.

Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня рыночной власти является одним из базовых в рамках теории отраслевой организации.

Рыночная концентрация продавцов товара отражает удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке, или удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке.

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации (С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова).

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два вопроса:

1. каковы границы рынка, который мы анализируем;

2. что служит показателем «размера» фирмы на анализируемом рынке.

Выявив границы рынка, мы должны определить фирмы, произво­дящие товар на этом рынке. Тем самым мы решим важный вопрос ис­следования - соотношение между рынком и отраслью. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на нашем рынке, следует проверить с помощью двух показателей: степень специализации (доля основного продукта в валовом объеме производства данного класса переписи (отрасли) и степень исключительности (показатель охвата (доля, которая приходится на предприятия данного класса переписи (отрасли) в общем объеме национального производства соответствующего основного продукта). Чем дальше эти показатели от 100%, тем меньшее значение можно придавать показателям концентрации, основанным на данных SIC. То есть исследование концентрации продавцов на рынке приведет к каче­ственным результатам в том случае, если показатель специализации и показатель охвата достаточно велики.

Эти показатели были предложены Сарджентом Флоренсом в 1949 г. (профессор Кембриджского университета), поскольку использование Стандартной промышленной классификации (SIC) без корректировки на данные показатели может существенно исказить рассчитываемый показатель концентрации.

Пример. 1. При детальном изучении новых легковых автомобилей на десяти национальных рынках в 1977 г. было обнаружено, что концентрация производителей, измеренная с помощью индексов концентрации по объему производства фирм на каждом национальном рынке, и концентрация продавцов, измеренная с помощью индексов концентрации по объему продаж фирм на каждом национальном рынке, значительно отличаются друг от друга. Это расхождение могло существенно повлиять на эконометрические исследования, относящиеся к влиянию концентрации.

2. В SIC фирмы распределены по классам переписи по основному продукту, который они выпускают. Их второстепенные продукты могут попасть в другой класс переписи (классификации), но в целом их выпуск и занятость относятся к классу основного продукта. Таким образом, это может привести к значительным отклонениям реальной концентрации от показателей вычисленным на основе данных переписи (классификации).

Пусть мы рассматриваем производство товара X пред­приятиями, которые мы отнесли к соответствующей отрасли (подотрас­ли) X. В этом случае:

• показатель специализации - доля объема продаж товара X к об­щему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли X;

• показатель охвата - доля объема продаж товара X предприятиями, отнесенными нами к отрасли X, к общему объему реализации товара X.

Показатели концентрации фирм на отраслевом рынке (Индекс концентрации, индекс HHI, Индекс энтропии, дисперсия рыночных долей)

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фир­мы относительно размера рынка:

Ø доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

Ø доля занятых на предприятии в численности занятых в произ­водстве данного продукта;

Ø доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

Ø доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавлен­ной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры «размера» фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мел­кими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить харак­теристикой концентрации на рынке (именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (свидетельством мо­нополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

Наиболее популярные показатели концентрации в эмпирических работах – те, что выведены прямо из кривой концентрации. Обычно используются два показателя, каждый из которых относится к некоторой точке на линии концентрации. Первый – это доля выпуска, приходящаяся на крупнейшие n фирм в отрасли, - индекс концентрации, CRn.

, где

i =1, 2...n, где - размер фирмы (например, рыночная доля (доля выпуска)); n - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Для одного итого же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Наиболее распространены показатели , , ,

Таблица. Значение индексов концентрации для отрасли, производящей и записывающей аудиокассеты (данные по США на начало 90-х годов),

n (в процентах)
   
   
   
   

Значение индекса концентрации зависит от того, какой именно показатель выбирается.

Таблица. Индексы концентрации, рассчитанные по пяти различным показателям (по данным США по всем обрабатывающим отраслям на конец 80-х годов)

Показатель
Добавленная стоимость 32,8 43,2
Объем продаж 31,8 44,0
Занятость 23,8 32,7
Выплаты работникам 31,5 41,5
Инвестиции в производство 36,2 48,7

Отметим, что уровень концентрации, рассчитанный по показателю занятости ниже, чем другие. Частично это можно объяснить тем, что производство на крупных предприятиях обрабатывающих отраслей является, как правило, капиталоемким в большей степени, чем трудоемким. По показателю выплат работникам отрасли более концентрированны, поскольку крупные фирмы характеризуются высоким уровнем оплаты труда работников.

Необходимо также отметить, что для расчета индекса концентрации определение границ рынка является очень важным моментом. Так как, если границы рынка определены слишком широко – настолько, что в него включены фирмы, не являющиеся реальными конкурентами, - то индекс концентрации будет заниженным; если рынок определен слишком узко, исключая значимых конкурентов, то индекс концентрации окажется завышенным.

Уровень концентрации рассчитывается по отраслям, по странам, по периодам. В целом в развитых странах с рыночной экономикой он изменялся следующим образом:

1935-1958 гг. – постепенный устойчивый рост;

1958-1968 гг. – более быстрый рост;

70-е гг. – настоящее время – стабилизация.

Второй показатель используется реже, т.к. требует интерполяции статистических данных, используемых для расчета уровня концентрации фирм. Этот показатель характеризует число фирм, на долю которых приходится данная часть (в процентах) отраслевого объема производства (например, 70%).

Однако необходимо отметить, что оба эти показателя являются объектом критики. Во-первых, критики справедливо отмечают, что оба показателя отражают только одну точку на кривой концентрации, поэтому ранжирование отрасли решающим образом зависит от выбора этой точки. На рисунке 3 видно, что согласно индексу концентрации для 8 фирм, отрасли В и С идентичны. Если судить по индексу для более чем восьми фирм, то отрасль В имеет большую концентрацию, чем отрасль С. В связи с этим можно отметить, что нет какого-то теоретического основания, чтобы предпочесть индекс по четырем фирмам индексу по восьми или двадцати фирмам (Савинг Т.Р.). Во-вторых, показатель концентрации не учитывает прямо число фирм в отрасли. В одном случае эта критика неоправданна, поскольку если все фирмы равны по размерам, то показатель концентрации по десяти фирмам (отрасль с десятью фирмами) будет равен 100% и только 10% для отрасли со 100 фирмами. Однако две отрасли могут иметь индекс по десяти фирмам 50%, но одна может иметь 20 более мелких фирм, а другая 200, и между ними нельзя будет провести различия.

Если результативность отрасли определяется в основном десятью самыми крупными фирмами, то это не имеет значения, но если число фирм, включенных в индекс, не соответствует числу фирм, определяющих результативность отрасли, то это может быть проблемой.

Таким образом, можно отметить, что показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку n а также об относительной величине фирм из выборки. С этим могут быть связаны возможные неточности при его использовании.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

Этот индекс измерения уровня концентрации фирм в отрасли, является наиболее популярным обобщающим показателем, который учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке. Он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

, где

- доля рынка i-ой фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в иде­альном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производя­щая 100% выпуска (чистый монополист)). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Некоторые свойства индекса Херфиндаля-Хиршмана:

1. Значение индекса снижается с увеличением числа фирм n и возрастает с увеличением неравенства между фирмами при любом их количестве.

2. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях ранка отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой. При этом важно, чтобы доля рынка крупнейших продавцов была измерена точно.

С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.

В таблице показано как меняется значение индекса при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополии, с другой стороны.

Рыночная доля крупнейшей фирмы HHI Число фирм-олигополистов (рынок разделен на равные доли) HHI
0,01 свыше 0,001    
0,1 свыше 0,01    
0,2 свыше 0,04   0,1000
0,3 свыше 0,09   0,1250
0,4 свыше 0,16   0,1667
0,5 свыше 0,25   0,2000
0,6 свыше 0,36   0,2500
0,7 свыше 0,49   0,3333
0,8 свыше 0,64   0,5000
0,9 свыше 0,81    
1,0 1,0    

Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения HHI гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост вполне адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. HHI предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов олигополистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: