Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:
1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.
2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет,. Переход к использованию языка как средства общения.
3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.
4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения. Разделяются и относительно самостоятельно развивается деловое и личностное общение.
5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.
Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.
Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений - говорить и слушать.
|
|
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менеджерам, педагогам и многим другим.
Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.
Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, пациентами, их родственниками, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Личностно-ориентированное - вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Ритуальное общение - представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
Общение в диаде и внутригрупповое общение:
1.общение может протекать по-разному, если общаешься с другим партнером или если речь идет о внутригрупповом общении. Действительно, бывает так, что с подругой устанавливаются теплые, открытые отношения, а с учебной группой отношения не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми и ни с кем в отдельности;
|
|
2.общение межличностное между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств общения (умения общаться);
3. общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся, и их формальный (должность) и неформальный статус (положение) в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлежность к той или иной группе.
Уровни общения в группе (исследования А.У. Хараша)
ТРЕТИИ (высший)
Характерно:
2. Учитываются личностные особенности каждого.
3. Учитывается отношение друг к другу.
4. Учитываются общие нормы и способы реализации общих целей.