Развитие общения

Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:

1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение пре­имущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.

2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет,. Переход к использованию языка как средства общения.

3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение пред­метной деятельности и игры. Становление произвольности в ис­пользовании разнообразных средств общения.

4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенству­ются средства общения. Разделяются и относительно самостоя­тельно развивается деловое и личностное общение.

5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры об­щения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.

Техника общения - совокупность конкретных коммуникатив­ных умений - говорить и слушать.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специа­листам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менед­жерам, педагогам и многим другим.

Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Это умение лежит в основе жизненного и профессионально­го успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать зат­руднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавли­вать контакты с деловыми партнерами, пациентами, их родственни­ками, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Личностно-ориентированное - вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

Ритуальное общение - представляет собой некоторые ха­рактерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении пред­ставлена минимально.

Общение в диаде и внутригрупповое общение:

1.общение может протекать по-разному, если общаешься с дру­гим партнером или если речь идет о внутригрупповом обще­нии. Действительно, бывает так, что с подругой устанавливают­ся теплые, открытые отношения, а с учебной группой отноше­ния не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми и ни с кем в отдельности;

2.общение межличностное между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств общения (умения общаться);

3. общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся, и их формальный (должность) и неформальный статус (положение) в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлеж­ность к той или иной группе.

Уровни общения в группе (исследования А.У. Хараша)

ТРЕТИИ (высший)

Характерно:

2. Учитываются лично­стные особенности каж­дого.

3. Учитывается отно­шение друг к другу.

4. Учитываются общие нормы и способы ре­ализации общих целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: