История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Она включает такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.

ИФКиС как учебная дисциплина стала складываться в России со в.п. XIXв.

В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др.

Курс ИФКиС сконцентрирован на изучении систем физического воспитания. При этом возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта (ФКС) можно считать системой? Система должна отвечать следующим требованиям:

1. Быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия в ней государственных и общественных организаций;

2. Оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;

3. Иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.

Задача ИФКС как науки - накопить сведения об эволюции ФКС с древнейших времен до наших дней, описать факты из области физической культуры и интерпретировать их.

Задача ИФКС как учебной дисциплины – образовательная: на основе имеющихся материалов, сведений передать знания по данному предмету.

При этом ИФКС опирается на различные источники:

- официальные документы правительственных и неправительственных организаций (декрет, закон, приказ, постановление, указ, инструктивное или методическое письмо, доклад или отчет и т.д.);

- труды выдающихся ученых, просветителей, педагогов, врачей, общественных деятелей;

- периодические издания (журналы, газеты и др.) и данные различных наук (антропологии, этнографии, общей истории, теории и методики физического воспитания, медико-биологических дисциплин и др.);

- практические данные по развитию физической культуры у народов мира, в т.ч. кино-, фото-, телематериалы.

Основными принципами изучения ИФКС являются принципы гуманизма, историзма и научности.

Знание ИФКС очень важно при подготовке квалифицированных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать будущее.

По своей структуре курс ИФКС состоит из трех частей:

1. Истории ФКС в зарубежных странах;

2. Истории отечественной ФКС;

3. История международного спортивного движения.

2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».

История физической культуры и спорта – это научная и учебная дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры с древнейших времен до наших дней. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.

Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Физическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс физической подготовки.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта, необходимо изучать ИФКС?

2. В чем суть ИФКС как научной и учебной дисциплины?

3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их собственную интерпретацию.


Лекция 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: