Тема 7 Формирование процессов товародвижения в оптовой торговле

Раздел 1 Принципы и формы товародвижения

Тема 7 Формирование процессов товародвижения в оптовой торговле

Процесс пространственного перемещения товаров образует так называемое товародвижение, включающее перевозки товаров различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную торговую сеть — конечный пункт товародвижения. Товародвижение — весьма сложный технологический процесс; на его организацию оказывает влияние множество факторов (рис. 24).

Рис.24. Факторы, влияющие на процесс товародвижения

Одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на процесс товародвижения, является размещение производства товаров. Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных связей между пунктами производства и районами потребления. Развитию транспортных связей между отдельными регионами страны всегда уделялось и уделяется большое внимание. Быстрое развитие всех видов транспорта, внедрение современных перевозочных средств, повышение скорости движения транспорта обеспечивают хорошие условия для рациональной организации товародвижения. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки — минимально короткие. Важными факторами, влияющими на процесс товародвижения, являются его форма и звенность.

Различают две формы товародвижения: транзитную и складскую. Наиболее простой формой является транзитная, предусматривающая завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятии. Транзитная форма товародвижения применяется, как правило, по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки. По товарам сложного ассортимента транзитная форма применяется реже, так как может привести к сужению ассортимента, увеличению запасов товаров, замедлению их оборачиваемости и увеличению издержек обращения. По товарам сложного ассортимента, как правило, применяется складская форма товародвижения. Товары простого и сложного ассортимента на своем пути движения могут проходить одно, два и более складских звеньев. Различают два вида звенности:

• торгово-организационную (количество оптовых торговых организаций и предприятий, участвующих в оптовых закупках);

• складскую (количество складских звеньев, через которые проходит товар на пути движения от производства до розничной торговой сети).

Сокращение звенности товародвижения имеет важное значение для совершенствования оптовой торговли, процесса товарного обращения, размера запасов товаров, наличия товарного ассортимента в розничной торговой сети и экономии затрат, связанных с доведением товаров от производства до потребителя. Складская звенность товародвижения измеряется коэффициентом, показывающим отношение валового (оптово-складского и розничного) товарооборота к чистому (розничному) или оптово-складского к розничному. Этот показатель может быть выражен в единицах или процентах. Рациональным считается такое движение товаров сложного ассортимента, которое организуется по схеме: фабрика — оптовое предприятие — магазин. Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения — показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими складов магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю. Выбор формы движения товаров обуславливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Рациональная организация товародвижения предполагает:

• обеспечение кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления;

• применение наиболее целесообразных форм движения товаров;

• использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки. Излишне дальними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения. Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: