Понятие культуры и ее система

Культурология в системе социально-гуманитарного знания

1. Понятие культуры и ее система.

2. Мифологические представления о происхождении культуры в древних цивилизациях.

3. Основные исторические этапы философского осознания культуры и культурности.

4. Исторические типы культур.

5. Формирование культурологии как науки (О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Л.А. Уайт, и др.).

Слово «культура» часто используется для обозначения культуры разных народов в определенные исторические эпохи, специфики способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. Так, на страницах учебников очень часто употребляются словосочетания «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения», «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура», «городская культура», «культура труда», «культура отдыха» и т.д.

Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию. Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие «культура». В обыденном сознании современного человека оно в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами – всем тем, что находится в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.

В повседневной жизни слово «культура» также понимается как наличие идеала или идеального состояния, с которым мы неявно сравниваем оцениваемые факты или явления. Например, говорят о высокой профессиональной культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций оценивается поведение людей. Но когда оценивают человека как культурного или некультурного, имеют в виду воспитанных или плохо воспитанных людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов в противовес состоянию варварства.

Именно это привело к появлению множества определений культуры, число которых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. В настоящее время их насчитывается около 1000, что не удивительно, так как культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир.

Культура помогает человеку выжить в окружающем мире. С помощью культуры человек делает свою жизнь все более удобной и безопасной. Приспосабливаясь к среде своего существования с помощью культуры, он утверждает себя в мире, природе, обществе. Из первого культурного поступка через жизнедеятельность более 1200 поколений человеческого рода формировалось современное человеческое общество, состоящее сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер – экономической, политической, духовной. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В системе функционируют культура и ее продукты, которые также структурированы и связаны между собой. При этом можно выделить связи субординации, иерархического соподчинения и отношения координации. Взятые вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или, как говорят ученые, морфологию культуры – учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Культура чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.

Знаки – материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы – это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Знаки исимволы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения:

§ язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем;

§ конкретный, так называемый этнический язык – конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности – это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др. Другими словами, ценностиестьобщепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Культурная норма – образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих к данной культуре.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка – это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры – путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие – к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи – неписаные правила поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Культурная система – это совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, другими словами, это конкретно-историческая культура какого-либо народа, сословия, конфессии и т.п. Культурные системы являются не просто суммой случайных культурных форм, они высоко упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны и характеризуются такими свойствами, как универсальность, целостность, преобладание внутренних связей над внешними, внутренняя неравномерность (сложность внутренней структуры, стратифицированность), способность к самовоспроизводству и изменению.

Таким образом, в современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

§ совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;

§ способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;

§ степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: