Вопрос 13. Органы финансового управления и контроля в РФ

Финансовый аппарат РФ (органы финансового управления и контроля).

Финансовой деятельностью занимаются практически все органы государственного управления, но степень их влияния на финансовую жизнь страны неодинакова.

Почему все? – Так как выполнение государственных функций связано с использованием финансовых ресурсов.

Распределение компетенции в области финансовой деятельности между органами государственного управления.

I группа – органы государственного управления общей компетенции, осуществляют финансовую деятельность на ряду с другими функции в пределах своей территории:

1. - представительные органы власти РФ (Федеральное собрание: Совет Федерации и Государственная Дума); представительные органы власти субъектов РФ (законодательное собрание РК); органы представительной власти МСУ (например: Петросовет). Рассматривают и принимают финансовое законодательство (бюджеты своих уровней).

2. - исполнительные органы власти: Правительство РФ, правительства субъектов РФ, исполнительные органы власти МСУ. Составляют проекты законов касательно финансовых вопросов, передают их на рассмотрение в представительные органы власти, исполняют утвержденные законы (в первую очередь – бюджеты) под контролем представительных органов.

3. - Президент РФ – подписывает и обнародует федеральные законы, как глава государства обеспечивает согласование деятельности всех органов государственной власти исходя из Конституции, определяет направления внутренней и внешний политики государства, на основе которых строится финансовая политика. Ежегодно Президент направляет в Федеральное Собрание бюджетное послание о положении дел в стране (бюджетная сфера), о направлениях бюджетной политики на будущий год.

Издает указы и распоряжения по вопросам:

а) формирование и накопление бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

б) финансирование расходов федерального уровня;

в) организация расчетов;

г) организация органов финансово-кредитной системы;

д) регулирование валютных и других финансовых отношений.

В администрации Президента сформировано Экономическое управление Президента, цель которого информационно-аналитическое обеспечение Президента в области экономических проблем (например: анализ хода исполнения федерального бюджета, участие в подготовке бюджетных посланий и т.д.).

При Президенте сформировано Главное контрольное управление Президента – финансовый контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента федеральными, региональными органами исполнительной власти (их должностными лицами и организациями).

4. - Счетная палата ( контрольный орган, создается органами общей компетенции) – это независимый от правительства, постоянно действующий орган подотчетный федеральному Собранию (им формируемый).

Компетенция Счетной палаты:

контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных ресурсов;

контроль за исполнением федеральных законов бюджетов и т.д.;

проводят финансовую экспертизу федеральных законов, нормативно правовых актов федеральных органов власти, которые предусматривают финансирование расходов за счет бюджетных средств (федерального бюджета);

контроль за деятельностью ЦБР в части обслуживания им федерального бюджета …

Во внимание Счетной палаты попадают все органы и организации, кто так или иначе связан со средствами федерального бюджета или используют федеральную собственность.

II группа – это финансово-кредитные органы – это органы специальной компетенции – финансовая деятельность для них основная:

Министерство финансов РФ и субъектов РФ.

Минфин РФ – исполнительный орган власти федерального уровня, обеспечивающий проведение единой финансовой политики на всей территории РФ, координирующей деятельность в этой сфере всех других органов власти:

а) разработка и реализация финансовой политики;

б) разработка проектов законов о бюджете, исполнении бюджета (составление отчета);

в) управление госдолгом РФ, эмиссия долговых обязательств РФ …

Состоит из департаментов (по основным видам деятельности):

а) департамент бюджетной политики;

б) департамент налоговой политики;

в) департамент управления внутренним долгом;

г) департамент управления внешним долгом;

д) департамент отраслей финансирования.

В структуре Минфина РФ – департамент финансового контроля и аудита (контрольно-ревизионная деятельности за бюджетополучателями, организациями, и других хозяйствующими субъектами); на уровне субъектов – в Минфине РК – существует контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ).

Налоговые органы:

1991 год – выделены из состава Минфина и финансовых управлений субъектов – Государственная налоговая служба – Закон РСФСР 1991 года «О Государственной налоговой службе».

1998 год – принимается Закон «О налоговых органах РФ» и Государственная налоговая служба à в Министерство по налогам и сборам РФ:

а) выработка и осуществление налоговой политики;

б) взимание налогов и сборов;

в) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательств, правильностью исчисления налогов и своевременностью взноса в бюджет;

г) контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Уполномочены передавать в правоохранительные органы материалы по фактам нарушения налогового законодательства, по которым предусматривается уголовная ответственность и т.д.

Правовая база налоговой системы, содержащая права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений (в том числе налоговых органов) – Налоговый кодекс РФ (1 часть).

Органы федерального казначейства.

1992 год 8 декабря – Указ Президента о создании органов федерального казначейства. Находятся в подчинении Минфина.

Органы федерального казначейства – это «главный бухгалтер и кассир» всех бюджетополучателей.

Осуществляет оперативное исполнение бюджета и государственных внебюджетных фондов.

В СССР – банковская система исполнения бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: