Финансовый аппарат РФ (органы финансового управления и контроля).
Финансовой деятельностью занимаются практически все органы государственного управления, но степень их влияния на финансовую жизнь страны неодинакова.
Почему все? – Так как выполнение государственных функций связано с использованием финансовых ресурсов.
Распределение компетенции в области финансовой деятельности между органами государственного управления.
I группа – органы государственного управления общей компетенции, осуществляют финансовую деятельность на ряду с другими функции в пределах своей территории:
1. - представительные органы власти РФ (Федеральное собрание: Совет Федерации и Государственная Дума); представительные органы власти субъектов РФ (законодательное собрание РК); органы представительной власти МСУ (например: Петросовет). Рассматривают и принимают финансовое законодательство (бюджеты своих уровней).
2. - исполнительные органы власти: Правительство РФ, правительства субъектов РФ, исполнительные органы власти МСУ. Составляют проекты законов касательно финансовых вопросов, передают их на рассмотрение в представительные органы власти, исполняют утвержденные законы (в первую очередь – бюджеты) под контролем представительных органов.
3. - Президент РФ – подписывает и обнародует федеральные законы, как глава государства обеспечивает согласование деятельности всех органов государственной власти исходя из Конституции, определяет направления внутренней и внешний политики государства, на основе которых строится финансовая политика. Ежегодно Президент направляет в Федеральное Собрание бюджетное послание о положении дел в стране (бюджетная сфера), о направлениях бюджетной политики на будущий год.
Издает указы и распоряжения по вопросам:
а) формирование и накопление бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
б) финансирование расходов федерального уровня;
в) организация расчетов;
г) организация органов финансово-кредитной системы;
д) регулирование валютных и других финансовых отношений.
В администрации Президента сформировано Экономическое управление Президента, цель которого информационно-аналитическое обеспечение Президента в области экономических проблем (например: анализ хода исполнения федерального бюджета, участие в подготовке бюджетных посланий и т.д.).
При Президенте сформировано Главное контрольное управление Президента – финансовый контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента федеральными, региональными органами исполнительной власти (их должностными лицами и организациями).
4. - Счетная палата ( контрольный орган, создается органами общей компетенции) – это независимый от правительства, постоянно действующий орган подотчетный федеральному Собранию (им формируемый).
Компетенция Счетной палаты:
контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных ресурсов;
контроль за исполнением федеральных законов бюджетов и т.д.;
проводят финансовую экспертизу федеральных законов, нормативно правовых актов федеральных органов власти, которые предусматривают финансирование расходов за счет бюджетных средств (федерального бюджета);
контроль за деятельностью ЦБР в части обслуживания им федерального бюджета …
Во внимание Счетной палаты попадают все органы и организации, кто так или иначе связан со средствами федерального бюджета или используют федеральную собственность.
II группа – это финансово-кредитные органы – это органы специальной компетенции – финансовая деятельность для них основная:
Министерство финансов РФ и субъектов РФ.
Минфин РФ – исполнительный орган власти федерального уровня, обеспечивающий проведение единой финансовой политики на всей территории РФ, координирующей деятельность в этой сфере всех других органов власти:
а) разработка и реализация финансовой политики;
б) разработка проектов законов о бюджете, исполнении бюджета (составление отчета);
в) управление госдолгом РФ, эмиссия долговых обязательств РФ …
Состоит из департаментов (по основным видам деятельности):
а) департамент бюджетной политики;
б) департамент налоговой политики;
в) департамент управления внутренним долгом;
г) департамент управления внешним долгом;
д) департамент отраслей финансирования.
В структуре Минфина РФ – департамент финансового контроля и аудита (контрольно-ревизионная деятельности за бюджетополучателями, организациями, и других хозяйствующими субъектами); на уровне субъектов – в Минфине РК – существует контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ).
Налоговые органы:
1991 год – выделены из состава Минфина и финансовых управлений субъектов – Государственная налоговая служба – Закон РСФСР 1991 года «О Государственной налоговой службе».
1998 год – принимается Закон «О налоговых органах РФ» и Государственная налоговая служба à в Министерство по налогам и сборам РФ:
а) выработка и осуществление налоговой политики;
б) взимание налогов и сборов;
в) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательств, правильностью исчисления налогов и своевременностью взноса в бюджет;
г) контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Уполномочены передавать в правоохранительные органы материалы по фактам нарушения налогового законодательства, по которым предусматривается уголовная ответственность и т.д.
Правовая база налоговой системы, содержащая права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений (в том числе налоговых органов) – Налоговый кодекс РФ (1 часть).
Органы федерального казначейства.
1992 год 8 декабря – Указ Президента о создании органов федерального казначейства. Находятся в подчинении Минфина.
Органы федерального казначейства – это «главный бухгалтер и кассир» всех бюджетополучателей.
Осуществляет оперативное исполнение бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В СССР – банковская система исполнения бюджета.