Лекция 7. Историческое образование и совершенствование теории и практики обучения истории в 60-80-е гг

В этот период изменяются функции и задачи учебника истории. Он становится нужен не только для закрепления, изученного на уроке, но и для обучения и воспитания учащихся, для осмысления и систематизации содержания курса. Реализовать эти задачи помогают таб­лицы и схемы, справочный материал, документы иллюстрации. Вопросы и задания в учебни­ках давались к документам, иллюстрациям, параграфам и главам.

В 1964 г. в стране устанавливается 10-летний срок обучения в школе. Выдвигается задача сделать это образование обязательным. В мае 1965 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школе». Вместо элементар­ного и систематического изучения курса истории вводился принцип линейности. В связи с принятыми изменениями был проведен более экономный отбор содержания учебного мате­риала курсов истории древнего мира и средних веков; курс отечественной истории стали изучать последовательно с 7 по 10 класс; а курс новой и новейшей истории - с 8 по 10 класс. Установилась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории; вводилось изучение истории союзной республики; закреплялось изучение первоисточников в курсах истории СССР; в программы включалось краеведение с древности до наших дней.

Последующее изменение в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию. В 60-70-е гг. были внесены изменения в историческое образование, в результате сложилась следующая структура: 5 класс - эпизодические расска­зы по отечественной истории (2ч.); 6 класс - история древнего мира (2ч.); 7 класс - история средних веков (2ч.); 8 класс - отечественная история до конца XVIII в. (2ч.); 9 класс - новая история, ч. 1; отечественная история XIX в. (3ч.); 10 класс - новая история ч. 2; отечественная история с начала XX в. до 30-х гг.; новейшая история до конца 30-х гг. (4ч.); 11 класс - отечест­венная история до современности; новейшая история с 1939 г. до современности (3 ч.).

Принятая структура образования сохранилась до 1993 г. На уроки истории в общеобразовательной школе отводилось 18 часов в неделю, 612 часов в год (313 часов - отечественная история; 299 - зарубежная).

В 60 - 70-е гг. продолжается исследование методики обучения истории такими учеными, как А.А. Вагин, Д.Н. Никифоров, Н.Г. Дайри, П.В. Гора, П.С. Лейбенгруб, Ф.П. Коровкин. Развитие методики обучения истории шло от разработки средств и приемов по оказанию методической помощи учителю к поиску эффективных путей обучения учащихся. Ставилась цель научить школьников самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в растущем потоке информации. В дидактике разрабатывались проблемы, усиления активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, повышения воспитательной роли обучения, интенсификации урока, введения проблемности в обучение.

В 60-80-е гг. целью обучения становиться развитие активности и самостоятельности учащихся. Все больше внимание уделяется проблеме активизации их познавательно деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающее обучении. Так, А.А. Янко-Триницкая, Н.И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МИГИ - уровни познавательной деятельности, приемы работы умения и способы познавательной активности, структурно-функциональный подход к отбору содержания материала, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержание и методов обучения Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер поднимают вопрос о проблемносте обучения и развитии исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте и роли познаватель­ных задач.

В конце 80-х гг. в образовании возникли кризисные явления, порожденные распадом прежней системы общественных отношений. Начался поиск новых образовательных конст­рукций, соответствующих новым тенденциям развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: