Графика - это начертание письменных или печатных знаков. Условно-графическая наглядность - это когда представления и понятия формируются с помощью условных знаков. Она включает в себя схемы, графики, карты, картограммы, таблицы, диаграммы и т.д.
Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся. С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований: соответствие средств содержанию изучаемого материала; неперегруженность объектами для запоминания; четкость изображения;.широкая цветовая гамма изображения.
Диаграмма - это графическое изображение однородных данных или разнородных сведений в определенный промежуток времени. Работа с диаграммами формирует у учащихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между ними. Диаграммы используются и для сравнения или сопоставления изучаемых явлений, процессов, ограниченных во времени. Они дают возможность лаконично выразить сложные процессы. В школьных учебниках по истории содержатся диаграммы различных типов: сегментные, круглые, столбиковые, фигурные. По основному признаку они разделяются на статичные и динамичные.
|
|
В учебном процессе можно выделить приемы работы с диаграммами в зависимости от цели урока и вида диаграммы. Диаграммы, характеризующие явления экономического развития, содержат однородные данные одновременного действия. Задания для учащихся будут направлены на анализ и группировку данных, их сопоставление, установление последствий данного процесса. При использовании диаграмм, содержащих разнородные сведения в динамике развития, задания направлены на сопоставление данных, прослеживание динамики и установление тенденций развития.
На уроках истории часто используются схемы. Схема - это чертеж, отражающий существенные признаки, связи и отношения исторических явлений. Схемы делятся на структурные, логические и поисковые. Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.
|
|
Схемы используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить существенные признаки исторических понятий. Объясняя материал, учитель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы учитель показывает цепь своих рассуждений. После того как ученики познакомятся с алгоритмами составления разнообразных схем, учитель может им предложить задания направленные на самостоятельное составления схем.
Карта - уменьшенное, обобщенное, образно-знаковое изображение исторических событий в определенный период времени. Картограммы - это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящие к какому-либо явлению. Карты, карты-схемы и картограммы используются для формирования локальных представлений, но у них есть и другая функция - выявлять связи между историческими событиями, явлениями, их динамику, сущность.
Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Существуют следующие виды таблиц: хронологические, синхронистические, диахронистические, сравнительно-обобщающие, конкретизирующие, иллюстративные.
Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.
Выбор методов и приемов работы с условно-графической на уроке зависит от специфики учебного материала, возможностей и способностей учащихся. Наиболее эффективными являются: аналитическая и эвристическая беседы, рассуждение.