СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
План:
1. Методология А. Смита
2. Методологический подход Д. Риккардо
3. Методологическая специфика теории К. Маркса
4. Методология маржинализма А. Маршалла.
5. Институциализация СЭП в работах Т. Веблена и Дж. Гелбрейта
6. Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса
7. Методы регулирования рыночного равновесия в теории М. Фридмена
8. Антимонопольный подход Л. Эрхарда
9. Концепция жизненного цикла Ф. Модильяни
10. Современные модели социально-экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французская, китайская
11. Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов
Социально-экономический процесс — явление динамичное и многообразное. Соответственно в исследованиях отражаются и свойства изменчивости, и то устойчивое, в чем закономерно проявляется сущность происходящего в тех или иных экономических условиях. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (V— IV вв. до н.э.) определил экономику как «искусство ведения домашнего хозяйства». Но за 2,5 тыс. лет мир изменился настолько, что хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках дома или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Экономические идеи Аристотеля являлись высшей точкой экономической мысли античности и уже выходили за рамки домоводства. Особенно это касалось свойственного эпохе античности товарообмена.
|
|
Так, он впервые затронул волновавшую экономистов всех времен проблему соотношения обмена товарами (их меновой ценности). Чтобы это соотношение было «справедливым», т.е. обмениваемые количества были равноценными, пишет Аристотель, «нужно, чтобы все измерялось чем-то одним». Аристотель открыл такие функции денег, как мера ценности, средство обращения, средство образования сокровищ. Деньги (как определенные количества металла) являются товаром и имеют ценность сами по себе, а не только как средство обмена. Но производство Аристотель понимал еще пока узко: процесс производства должен осуществляться ради пользы — составляющей сущность домашнего хозяйства. Обмен в этом хозяйстве был необходим лишь в рамках разумных личных потребностей. Стремление же к деньгам, к богатству как таковому Аристотель осуждал, поскольку оно может привести к появлению в полисе бедных и богатых граждан, что нарушит единство в полисе. Все, что связано с этим противоестественным, по его мнению, стремлением к богатству (торговые спекуляции, ростовщичество), он называл «хрематистикой» (от греч. hrema — имущество). При этом он был реалистом в достаточной степени, чтобы с сожалением понимать, что из «экономики» неизбежно вырастает «хрематистика».
|
|
Дальше развитие экономической исследовательской мысли шло путем определения как специфических состояний народного хозяйства, так и общих закономерностей социально-экономического процесса. Обращение к мировой экономической литературе прошлого позволяет увидеть значительное различие в толковании экономики.
Так, для представителей первой школы экономики - меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, — предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Школа физиократов перенесла национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической мысли, хотя в соответствии с историческим типом производства они считали источником богатства сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет исследования: их интересует взаимосвязь производства и потребления, накопления и распределения национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
Современная методология исследования социально-экономических процессов представлена множеством направлений и школ, каждая из которых пользуется собственным научно-исследовательским инструментарием. При этом все направления и школы изучают единую совокупность элементов, образующую предмет экономической науки: отношения людей и групп в производстве, распределение, обмен и потребление благ при постоянно ограниченных ресурсах.
Рассмотрим исторические типы исследования социально-экономических процессов, начиная с английской классической школы, идеи которой использовались на протяжении всей истории политэкономии и продолжают развиваться в современных экономических учениях и теориях.