Лекция №3. Тема: Специфика философского знания и его функции

Тема: Специфика философского знания и его функции

Философские учения — логически связанные между со­бой принципы и идеи, которые могут объединиться в фило­софские системы.

Выделяют различные типы философских систем; не толь­ко по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.

1. Философия Древнего Востока и Античности — космо­центризм.

Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.

2. Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через бога.

3. Философия Возрождения (XIV-XVI вв.). Антропоцен­тризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.

4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Естест­веннонаучное освоение мира. Философия — методология науки.

5. Немецкая классическая философия. Творческий субъек­тивизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.

6. Марксизм. Диалектический материализм.

7. Философия XX века. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.

Сквозь философские системы проходят философские на­правления, т.е. совокупность философских учений, принци­пиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеа­лизм; эмпиризм и рационализм).

Развитие философии — результат борьбы различных фи­лософских систем и направлений.

Предмет философского размышления и способы решения философских проблем исторически и естественно-научно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нрав­ственного совершенствования личности до социально- политического преобразования общества; от историко­материалистического анализа до экзистенциально- персоналистического подхода к проблемам мира и человека.

Философия возникла из потребности рациональным обра­зом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему.

Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на

основе обобщения всего многовекового че­ловеческого познания. Задача философии привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, спо­собный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.

В итоге можно выделить следующие основные функции философии:

1. Мировоззренческая — разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая — ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.

3. Гносеологическая — разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

4. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

5. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

6. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

7. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: