Тема: Специфика философского знания и его функции
Философские учения — логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединиться в философские системы.
Выделяют различные типы философских систем; не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.
1. Философия Древнего Востока и Античности — космоцентризм.
Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.
2. Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через бога.
3. Философия Возрождения (XIV-XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.
4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия — методология науки.
5. Немецкая классическая философия. Творческий субъективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.
6. Марксизм. Диалектический материализм.
7. Философия XX века. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.
Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм; эмпиризм и рационализм).
Развитие философии — результат борьбы различных философских систем и направлений.
Предмет философского размышления и способы решения философских проблем исторически и естественно-научно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально- политического преобразования общества; от историкоматериалистического анализа до экзистенциально- персоналистического подхода к проблемам мира и человека.
Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему.
Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на
основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.
В итоге можно выделить следующие основные функции философии:
1. Мировоззренческая — разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая — ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.
3. Гносеологическая — разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
4. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
5. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
6. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.