Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения

Предложение

Предложение – важный элемент рынка.

Предложение – это количество товара, реализуемое продавцом (производителем) по определенной цене в определенное время на рынке.

На предложение оказывают воздействия ценовые и неценовые факторы.

Рассмотрим ценовые факторы, т.е цену предлагаемого товара.

Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой пред­ложения S, где 5 (supply) — предложение, Р (price) — цена, Q (quan­tity) — количество.

Рис. Влияние неценовых факторов на предложение

В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.

Изменение объема предложения выражается в движе­нии «по кривой предложения» SS.

«Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.

Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.

Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается большее количество товаров. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S 2 S 2.

Движение самой кривой предложения происходит тогда, когда изменяет­ся само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

Выводы:

1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема пред­ложения» происходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предло­жения» происходит под воздействием неценовых факторов. Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.

1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производ­ства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложе­ния вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздей­ствие.

2. Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в пункте 1.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.

4. Цены на другие товары. Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные мячи.

3. Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет ряд функций:

- информационную — она состоит в доведении через уровень цен субъектов информацию о состоянии рынка;

- регулирующую — она заключается в распределении товара (потребитель узнает о том, доступен ли ему товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода, а производитель видит, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства);

- стимулирующую — она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных цен лежит в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Равновесие спроса и предложения графически достигается при пересечении кривых спроса и предложения.

При цене Р1 выше равновесной (Ре) предложение больше спроса и на рынке возникает излишек. При цене Р2 ниже равновесной (Ре) спрос больше предложения и на рынке возникает дефицит.

4. Государство при помощи средств политической и экономической власти способно влиять на рыночные механизмы, вмешиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование имеет следующие формы.

1. Фиксированные цены («потолок цен»). Государство устанавливает определенные фиксированные цены на отдельные товары или товарные группы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут, фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного рынка». Фиксированные цены выше равновесных применяются для стимулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием продукции и появлением незаконного (несанкционированного) предложения.

2. Регулирование рынка посредством воздействия на рыночный спрос осуществляется как прямыми (запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления и пр.), так и косвенными методами (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и т. д.). При регулировании косвенными методами происходит сдвиг кривой спроса в сторону расширения спроса (вправо вверх) либо его ограничения (влево вниз), в зависимости от направления политики. Экспансия спроса (стимулирование экономического роста) приводит к повышению цен и увеличению объемов, сжатие спроса (антиинфляционная политика), напротив, сопровождается снижением цен и объемов. При регулировании прямыми методами кривая спроса становится неэластичной (вертикальной), что может привести к значительным колебаниям цен.

Сегодня практически нет стран, где бы ни осуществлялось вмешательство государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства можно считать государственный контроль над ценами. Решая с той или иной степенью эффективности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к нарушениям рыночного равновесия:

· Если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара. Потолок цен снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.

· Если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара. Возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

Для выяснения степени изменения значений спроса и предложения используется понятие эластичности.

Эластичность - степень реакции (изменения) одной величины на изменение другой.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1-н процент.

Эластичность спроса представляет собой меру реакции величины спроса на воздействие переменных факторов.

Спрос изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов. Здесь важно знать не просто изменение спроса, а на сколько изменится спрос.

К числу переменных факторов, влияющих на спрос относятся: цена, доход покупателя, цена на сопряженные товары (изменение цен на др.товары).

Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов % изменяется спрос при изменении переменной величины на 1 %.

В реальной жизни наибольшее воздействие на спрос оказывает изменение цены, поэтому основные положения теории эластичности спроса демонстрируются на основе эластичности спроса по цене (ценовой эластичности спроса).

Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:

E d p =

где Q 1, Q 2 – значение объема спроса до и после изменения цены,

P1 P2 - первоначальный и измененный уровень цен.

Спрос и цена изменяются в противоположном направлении, поэтому коэффициент Е d p, рассчитанный таким образом всегда будет иметь отрицательный знак. Но важно знать общее изменение спроса, поэтому коэффициент принято рассчитывать по модулю, т.е в абсолютных (не в процентах) величинах изменения спроса и цены:

E d p =

Принято различать 5 вариантов ценовой эластичности спроса (в зависимости от степени изменения цены коэффициент эластичности спроса может принимать разные значения):

1) E d p > 1- эластичный спрос, т.к. незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса Q· P (TR – общий доход выше)

Такой спрос наблюдается на дорогие (предметы роскоши - меха, ювел. изделия) и высокотехнологичные товары.

2) E d p < 1 – неэластичный спрос, при котором значительному изменению цены соответствует небольшое изменение спроса.

Неэластичен спрос на товары 1-ой необходимости: хлеб, картофель, одежда, расходы на общественный транспорт.

3) E d p = 1 – единичная эластичность спроса, изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

4) E d p → ∞ абсолютно эластичный спрос, при нем небольшое изменение цены вызывает достаточно чувствительное изменение объема спроса.

Существует 1-а цена, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от покупки этого товара – если цена повысится, либо неограниченному увеличению спроса на этот товар – если цена снизится.

Например: 1)потребители платят одну и туже цену за товар, невзирая на величину спроса; 2) спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке абсолютно эластичен.

5) E d p = 0 - абсолютно неэластичный спрос, когда изменение цены не вызывает никакой реакции спроса. Такой спрос характерен для жизненно важных товаров, например, лекарств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: