Часто молодые люди привлекают к себе внимание прохожих отклоняющимся от нравственных норм, ценностных ориентации поведением. Они выделяются внешним видом, стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов, считают себя «пиплами», «хайристами» исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их система.
Взгляды «системных» на жизнь во многом позволяют понять позицию неформалов. В Харькове один из неформалов «системная кличка Юзо» рассказывал: «Мы способны подойти на улице к какому-то «волосатому». Я ни разу не видел его, я просто подхожу и говорю: «Привет» И он мне отвечает тем же. Говорят. Вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете? Вы доверяете людям. Они же могут ограбить, обворовать, утащить и так далее. Понимаете? Это говорит только о том, что мы — росток будущего в обществе, потому что вот то воровство, стремление утащить, обворовать — это видимо принадлежность прошлому и должно исчезнуть. Думаю, что в этом как раз отличительное свойство «волосатых». Думаю, что уже сейчас «волосатые» оказали огромное влияние на эволюцию общества». «Система» — это сообщество в обществе. Никаких законов здесь быть не может, каждый живет только по законам своей совести».
|
|
Желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и девушки, имеет свою историю. Многие похоже давно забыли, а молодежь 80—90-Х годов наверняка никогда и не знала о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил волосы в фиолетовый цвет. Принципиальный антиэстеизм взят в начале XX века на вооружение и русскими и украинскими футуристами. Еще в начале 20-х годов в Харькове футуристы собирались на Рымарской и в других местах и сознательно бросали грубый вызов обществу и господствующему тогда в литературе — символизму и т. п. у людей старшего поколения претензии оригинальничающих молодых людей, их потуги на «новизну» вызывали усмешку. А ведь в 20-е годы встречали и не такое. Видели «бакланов», и клешников, видели, как входили в трамвай совершенно голые молодые люди, которых потом высаживали пассажиры. Видели и просто шпану.
В современных условиях отклонение поведения молодежи объясняется многими причинами. Всегда и везде молодежь стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с не понимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего «Я» взрослым — нормальное явление. Подростки не хотят жить чужим опытом, учиться на чужих ошибках. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпативе (ошеломлении), граничащем с хулиганством, а иногда и переходящем в скандальные выходки, в хулиганство.
|
|
Вызывается отклонение поведения молодежи и различными социальными причинами: нездоровый психологический, идейно-нравственный климат в неблагоприятных семьях с его душевным дискомфортом нередко выталкивает юношу и девушку «на улицу» в поисках доброты, взаимопонимания, сочувствия и т. п. Нередко в городских семьях в силу занятости родителей на работе все общение, в котором так нуждаются дети и подростки, сводится к запискам — приказам, телефонным накачкам и т. п. Подлинные ценности (социальные, нравственные, эстетические) при таких отношениях привить трудно. Во многих школах и профессионально-технических училищах да и вузах идейно-нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется формально. Крайне слабо оно ведется и в трудовых коллективах. Одной их причин отклоняющегося поведения молодежи есть и состояние общественного сознания, способы его формирования. В многочисленных публикациях сплошное отрицание, голос критиканства, а не объективный анализ. Не приученные к серьезному анализу, подростки начинают не только нарицать конкретные недостатки, но и отвергать прогрессивные идеи, образ жизни, культуру, правила общежития и т. п. Сказывается и наступление массовой культуры, пропаганда западного образа жизни. Пройдитесь по городам и селам Украины, редко встретите витрины, таблички и т. п. на родном, украинском языке, а русский язык вытесняется английским, американской рекламой и т. п.
Различные неформальные объединения молодежи, конечно же, не тимуровские объединения, и неформалы — далеко не ангелы. Однако хотя действия многих неформалов кажутся почти безобидными. Но их роднит много специфических признаков, во-первых, четкое понимание объединяющих ту или иную группировку интересов и формирование собственной системы ценностей; во-вторых, глубокое убеждение в том, что все, кто имеет иные интересы и ценности, допускают грубые ошибки; в-третьих, стремление исправить! «грубые ошибки», вбив свои идеалы в головы инакомыслящих. В ряде городов Украины появились фураги, быки, лампасники, маллинники, панки и т. п. Но это свидетельство не только незрелости «неформалов», но и, что гораздо тревожнее, об усилении экстремистских настроений в их среде, о росте социальной опасности таких формирований.
В ряде городов Украины появились и различные группы рокеров. Слово «рокер» употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок-музыки, и определенную часть мотоциклистов. Особенно вызывающе ведут рокеры-мотоциклисты. Принцип рокера: дорога для меня и езжу по ней как хочу. Большинство рокеров вполне искренне считает такой принцип естественным и правомерным. Но они-то вступают в противоречие с законом, а закон есть закон и нарушение закона карается. Есть еще среди молодежи и много мальчиков со свастикой, которые кричат «Хайль Гитлер!» и для защиты «идеалов» используют вполне фашистские методы. Но это мальчики, родившиеся спустя много лет после дорого доставшейся победы над фашизмом. Существуют в Украине, особенно в западных областях, различные военизированные националистические формирования исповедующие идеи фашизма. Во Львове группа молодых людей, в основном избегающих работы и учебы, живущих на средства родителей, организовали в одной из квартир притон. Главаря самого, сильного и самого наглого, самого глупого называли «штандартефюрером», иногда просто «фюрером», приветствовали соответствующим поднятием руки. Здесь били и принуждали девушек. Девушек называли «партизанками» и подвергали разнообразным пыткам и истязаниям. В Луганске также действовала группа молодых людей, исповедующих идеалы фашизма, занимались воровством, разбоем и т. п. Дело в том, что идеология насилия, какой есть фашизм, очень удобна для тех, кто применяет насилие на практике и при этом нередко выдает себя чуть ли не борцом против существующего строя. Причиной возникновения молодежных фашистских формирований объясняется порой и неправильным представлением о фашистах и масштабах их деятельности. Можно ли смириться с тем, что и националистические формирования в районах Западной Украины во время войны дивизия «Галиччина-СС» изображается воюющей против фашизма?
|
|
Неофициальные самодеятельные формирования как бы расположены между двумя полюсами: на одном полюсе — те, кто за социальную справедливость, равенство, гуманизм, за социализм, на другом — те, кто за демократизацию, формирование рыночных отношений, перестройку экономических отношений, за равенство, справедливость, гуманизм. Сам факт существования самодеятельных молодежных формирований свидетельствует о том, что борьба идет пока на равных. Ее острота усиливается тем, что на каждом полюсе действуют силы притяжения. Отсюда и разительные отклонения поведения молодежи.