Отклоняющееся поведение молодежи

Часто молодые люди привлекают к себе внимание прохожих отклоняющимся от нравственных норм, ценностных ориен­тации поведением. Они выделяются внешним видом, стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов, считают себя «пиплами», «хайристами» исклю­чительно свободными людьми, независимыми от родителей и об­щества. Это их система.

Взгляды «системных» на жизнь во многом позволяют понять пози­цию неформалов. В Харькове один из неформалов «системная кличка Юзо» рассказывал: «Мы способны подойти на улице к какому-то «воло­сатому». Я ни разу не видел его, я просто подхожу и говорю: «Привет» И он мне отвечает тем же. Говорят. Вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете? Вы доверяете людям. Они же могут ограбить, обворовать, утащить и так далее. Понимаете? Это говорит только о том, что мы — росток будущего в обществе, потому что вот то воровство, стремление утащить, обворовать — это видимо принадлежность прошлому и должно исчезнуть. Думаю, что в этом как раз отличительное свойство «волосатых». Думаю, что уже сейчас «волосатые» оказали огромное вли­яние на эволюцию общества». «Система» — это сообщество в обществе. Никаких законов здесь быть не может, каждый живет только по законам своей совести».

Желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и девушки, имеет свою историю. Многие похоже давно забыли, а молодежь 80—90-Х годов наверняка никогда и не знала о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил волосы в фиолетовый цвет. Принципиальный антиэстеизм взят в начале XX века на вооружение и русскими и украинскими футуристами. Еще в начале 20-х годов в Харькове футуристы собирались на Рымарской и в других местах и сознательно бросали грубый вызов обществу и господствующему тогда в литературе — символизму и т. п. у людей старшего поколения претензии оригинальничающих молодых людей, их потуги на «новизну» вызывали усмешку. А ведь в 20-е годы встре­чали и не такое. Видели «бакланов», и клешников, видели, как входили в трамвай совершенно голые молодые люди, которых потом высаживали пассажиры. Видели и просто шпану.

В современных условиях отклонение поведения молодежи объяс­няется многими причинами. Всегда и везде молодежь стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с не понимающими их, как они считают, родителями. Для многих проти­вопоставление себя, своего «Я» взрослым — нормальное явление. Подростки не хотят жить чужим опытом, учиться на чужих ошибках. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существую­щего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпативе (ошеломлении), граничащем с хулиганством, а иногда и переходя­щем в скандальные выходки, в хулиганство.

Вызывается отклонение поведения молодежи и различными со­циальными причинами: нездоровый психологический, идейно-нрав­ственный климат в неблагоприятных семьях с его душевным дискомфортом нередко выталкивает юношу и девушку «на улицу» в поисках доброты, взаимопонимания, сочувствия и т. п. Нередко в городских семьях в силу занятости родителей на работе все общение, в котором так нуждаются дети и подростки, сводится к запискам — приказам, телефонным накачкам и т. п. Подлинные ценности (социальные, нравственные, эстетические) при таких отношениях привить трудно. Во многих школах и профессионально-технических училищах да и вузах идейно-нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется формально. Крайне слабо оно ведется и в трудовых коллективах. Одной их причин отклоняю­щегося поведения молодежи есть и состояние общественного сознания, способы его формирования. В многочисленных публи­кациях сплошное отрицание, голос критиканства, а не объективный анализ. Не приученные к серьезному анализу, подростки начинают не только нарицать конкретные недостатки, но и отвергать про­грессивные идеи, образ жизни, культуру, правила общежития и т. п. Сказывается и наступление массовой культуры, пропаганда запад­ного образа жизни. Пройдитесь по городам и селам Украины, редко встретите витрины, таблички и т. п. на родном, украинском языке, а русский язык вытесняется английским, американской рекламой и т. п.

Различные неформальные объединения молодежи, конечно же, не тимуровские объединения, и неформалы — далеко не ангелы. Однако хотя действия многих неформалов кажутся почти безобидными. Но их роднит много специфических признаков, во-первых, четкое понимание объединяющих ту или иную группировку интересов и формирование собственной системы ценностей; во-вторых, глубокое убеждение в том, что все, кто имеет иные интересы и ценности, допускают грубые ошибки; в-третьих, стремление исправить! «грубые ошибки», вбив свои идеалы в головы инакомыслящих. В ряде городов Украины появились фураги, быки, лампасники, маллинники, панки и т. п. Но это свидетельство не только незрелости «неформалов», но и, что гораздо тревожнее, об усилении экстремистских настроений в их среде, о росте социальной опасности таких формирований.

В ряде городов Украины появились и различные группы рокеров. Слово «рокер» употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок-музыки, и определенную часть мотоциклистов. Особенно вызывающе ведут рокеры-мотоциклисты. Принцип рокера: дорога для меня и езжу по ней как хочу. Большинство рокеров вполне искренне считает такой принцип естественным и правомерным. Но они-то вступают в проти­воречие с законом, а закон есть закон и нарушение закона карается. Есть еще среди молодежи и много мальчиков со свастикой, которые кричат «Хайль Гитлер!» и для защиты «идеалов» используют вполне фашистские методы. Но это мальчики, родившиеся спустя много лет после дорого доставшейся победы над фашизмом. Существуют в Украине, особенно в западных областях, различные военизированные националисти­ческие формирования исповедующие идеи фашизма. Во Львове группа мо­лодых людей, в основном избегающих работы и учебы, живущих на сред­ства родителей, организовали в одной из квартир притон. Главаря самого, сильного и самого наглого, самого глупого называли «штандартефюрером», иногда просто «фюрером», приветствовали соответствующим поднятием руки. Здесь били и принуждали девушек. Девушек называли «партизан­ками» и подвергали разнообразным пыткам и истязаниям. В Луганске также действовала группа молодых людей, исповедующих идеалы фашиз­ма, занимались воровством, разбоем и т. п. Дело в том, что идеология насилия, какой есть фашизм, очень удобна для тех, кто применяет насилие на практике и при этом нередко выдает себя чуть ли не борцом против существующего строя. Причиной возникновения молодежных фашистских формирований объясняется порой и неправильным представлением о фа­шистах и масштабах их деятельности. Можно ли смириться с тем, что и националистические формирования в районах Западной Украины во время войны дивизия «Галиччина-СС» изображается воюющей против фашизма?

Неофициальные самодеятельные формирования как бы расположены между двумя полюсами: на одном полюсе — те, кто за социальную справедливость, равенство, гуманизм, за социализм, на другом — те, кто за демократизацию, формирование рыночных отношений, перестройку экономических отношений, за равенство, справедливость, гуманизм. Сам факт существования самодеятель­ных молодежных формирований свидетельствует о том, что борьба идет пока на равных. Ее острота усиливается тем, что на каждом полюсе действуют силы притяжения. Отсюда и разительные от­клонения поведения молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: