Постановка задачи. Открытая и закрытая модель

Транспортная задача является задачей наиболее рациональ­ного прикрепления пунктов назначения к пунктам отправления, чтобы транспортные издержки были минимальными.

Пример транспортной задачи рассматривался во введении. В общей постановке она выглядит следующим образом.

Имеется m пунктов отправления с запасами ai единиц груза в каждом. Имеется n пунктов назначения с потребностями в грузах bj. Стоимость перевозки одной единицы груза по соответствующему маршруту равна cij.

Матрица (cij)mxn называется матрицей тарифов (транспортных расходов).

Планом транспортной задачи называется матрица X = (x ij)mxn, где каждое число xij обозначает количество единиц груза, кото­рое надо доставить из i -го пункта отправления в j -й пункт на­значения. Матрица X называется еще матрицей перевозок. Чаще всего матрицы тарифов и перевозок совмещают в одну двойную матрицу (табл. 2).

Таблица 2.

Матрица стоимости и перевозок общий вид

Пункты назначения Пункты отправления B1 B2 Bj Bn Запасы груза
A1 с11 х11 с12 х12 с1j х1j с1n х1n a1
А2 с21 х21 с22 х22 с2j х2j с2n х2n a2
Аi сi1 хi1 сi2 хi2 сij хij сin хin ai
Аm сm1 хm1 сm2 хm2 сmj хmj сmn хmn am
Потребности в грузе b1 b2 bj bn

Стоимость перевозок z можно записать в виде двойной суммы

. (1)

Это и будет функционалом задачи, для которого надо отыскать минимум.

На искомые перевозки xij по смыслу задачи необходимо наложить следующие условия:

1) условия вывоза всех грузов из пунктов отправления (m уравнений):

(2)

2) условия доставки потребителям необходимого количества грузов (n уравнений):

(3)

3) условия неотрицательности переменных, исключающие обратные перевозки:

(4)

Эти условия образуют систему ограничений. Любой план, ком­поненты которого удовлетворяют этой системе, будет допусти­мым.

Равенство запасов потребностям есть необходимое и доста­точное условие совместности и, следовательно, разрешимости транспортной задачи.

Транспортная задача, в которой выполнено указанное усло­вие, называется сбалансированной (закрытой).

Однако может случиться, что в рассматриваемых пунктах запасы не равны потребностям: или , т. е. запасы пре­восходят потребности, или же — запасы не обеспечи­вают потребностей.

Такая модель задачи называется несбалансированной (открытой). Для нее тоже можно отыскать план с минимумом транспортных расходов, но не будут удовлетворены потребности или не будет вывезен весь груз, так как нельзя подобрать такую систему чисел, которая при суммировании по строкам давала бы один результат, а при суммировании по столбцам — другой.

Для решения задачи поступаем следующим образом.

Первый случай. . В математическую модель транспортной задачи введем фиктивный (n + 1)-й пункт назна­чения. Для этого в матрице задачи предусмотрим один столбец (табл. 3), для которого потребность будет равна излишку груза:

.

Таблица 3

Добавление фиктивного пункта назначения

Пункты назначения Пункты отправления B1 B2 Bn Bn+1 Запасы груза
A1 с11 х11 с12 х12 с1n х1n 0 х1,n+1 a1
А2 с21 х21 с22 х22 с2n х2n 0 х2,n+1 a2
Аm сm1 хm1 сm2 хm2 сmn хmn 0 хm,n+1 am
Потребности в грузе b1 b2 bn bn+1

Все тарифы на доставку груза в этот пункт будем считать равными нулю. Получим новую задачу, причем для старой и новой задачи функционал будет один и тот же, так как цены на дополнительные перевозки равны нулю:

Фиктивный потребитель обеспечивает совместность системы ограничений, не внося искажений в решение.

Второй случай. Если запасов не хватает для удовлетво­рения потребностей, т. е. , то вводим фиктивный (m + 1)-й пункт отправления, которому приписываем запас груза, равный

,

тарифы на доставку грузов из этого фиктивного склада опять, полагаем нулевыми. В матрице добавится одна строка (табл. 4)

Таблица 4.

Добавление фиктивного склада

Пункты назначения Пункты отправления B1 B2 Bn Запасы груза
A1 с11 х11 с12 х12 с1n х1n a1
А2 с21 х21 с22 х22 с2n х2n a2
Аm сm1 хm1 сm2 хm2 сmn хmn am
Аm+1 0 хm+1,1 0 хm+1,2 0 хm+1,n am+1
Потребности в грузе b1 b2 bn

на функционале это не отразится, а система ограничений задачи станет совместной, т. е. станет возможным отыскание оптималь­ного плана на минимум стоимости перевозок.

Транспортная задача имеет такую специфику.

1. Ограничения заданы уравнениями (всего m+n уравнений).

2. Каждое неизвестное плана входит только в два уравне­ния. Неизвестное xij входит в уравнение с правой частью ai и в уравнение с правой частью bj.

3. Коэффициентами в уравнениях являются единицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: