Услуги информационной сети, службы и платформы
Обслуживание пользователей со стороны информационной сети осуществляется путем предоставления услуг и приложений.
Услуга (Service) – это то, что предлагается сетью пользователю с целью удовлетворения его коммуникационных потребностей. Услуга характеризуется однократным потреблением и стоимостью, зависящей от ее вида и качества. Примеры покупки услуг:
· отправка информационного сообщения по электронной почте,
· сеанс телефонной связи,
· передача телексного или факсимильного сообщения.
Приложение (Application) подобно понятию услуги, но, в отличие от последней, предоставляется пользователю в виде конечного продукта, который может многократно использоваться. Например:
· приобретение компакт-диска с обучающим курсом,
· специального пакета программ, требуемых для реализации услуг мультимедиа с их инсталляцией на включенном в сеть компьютере.
Примечательно, что услуги традиционно предоставлялись индустрией электросвязи, в то время как бурно развивающаяся индустрия информационных технологий изначально стала предоставлять приложения.
|
|
Услуга (Service) | Приложение (Application) | Облачные сервисы (Cloud Service) | |
Кратность потребления | Однократно | Многократно | |
Форма предоставления | Определенные процессы сети в интересах пользователя | Конечный программный продукт. Инсталлируется на компьютер пользователя | |
Основной поставщик | Индустрия электросвязи | Индустрия информационных технологий |
Эффективность обслуживания пользователей сетью характеризуется шириной спектра предоставляемых услуг и приложений, а также степенью легкости и быстроты доступа к информации.
Категории пользователей (у каждой свой набор требований к сети):
· люди на рабочем месте в учреждении,
· люди дома и
· люди в дороге.
В учреждении из всех видов услуг наиболее потребляемыми являются услуги
· телефонии, дополненные секретарскими услугами (например, накопление информации о поступивших вызовах, извещение о номере вызывающего абонента и т. п.),
· услуги аудио- и видеоконференц-связи,
· голосовой почты, а также услуги, связанные с
· передачей текстов, данных, факсимильных сообщений.
Требования к услугам связи в домашнем хозяйстве предъявляются не в таком объеме, как в учреждении, но все же достаточно отчетливы и обусловлены следующими факторами:
· Увеличивается количество частных деловых мероприятий (взаимодействие с банком, страховой компанией, приобретение товаров),
· растет свободное время,
· возрастает потребность в безопасности.
К наиболее потребляемым в быту относятся такие услуги и приложения:
|
|
· веб-банкинг,
· электронная коммерция, интернет-магазины,
· предоставление информации по запросу,
· видео по запросу, услуги мультимедиа (одновременная передача изображения, звука и данных),
· услуги индустрии развлечений (игры, музыкальные шоу),
· образование,
· телефония,
· электронная почта,
· дистанционное управление и контроль коммунальных систем и домашней аппаратуры,
· оповещение об опасности,
· аварийные вызовы.
Подвижные абоненты потребляют
· услуги телефонии (в основном), однако немаловажное значение имеет и
· получение информации по запросу (например,
§ о состоянии дорожного движения,
§ карт и плана города для ориентации,
§ возможных мест парковки транспорта,
§ расположение банкоматов, заправок и т. п.).
· электронные платежи
Для предоставления услуг пользователям организуются специальные сетевые службы.
Службой сети - организационно-технический комплекс, реализующий форму связи, которая требуется для предоставления конкретного вида услуг.
В раннем периоде развития связи для предоставления пользователям традиционных коммуникационных услуг конкретного вида и обеспечения требуемой для этого формы связи строились отдельные, специально для этого предназначенные сети. Например:
· коммутируемая телефонная сеть общего пользования (КТСОП),
· телеграфная сеть общего пользования (ТлгОП),
· общегосударственная сеть передачи данных (сеть ПД),
· сеть факсимильной связи,
· сеть передачи программ телевизионного вещания и т.п.
На этом этапе понятие службы по существу идентифицировалось с назначением и типом сети. С появлением так называемых телематических служб понятие службы приобретает более конкретный и самостоятельный смысл.
Телематические службы являются примером расширения спектра услуг на базе существующих сетей:
· телефакс (использование каналов телефонной сети для факсимильного способа передачи сообщения),
· датафакс (использование каналов сети передачи данных для факсимильного способа передачи),
· телекс (объединение возможностей конторской пишущей машинки с передачей текстовых сообщений по каналам сетей электросвязи),
· видеотекс (информационно-справочная служба, обслуживающая запросы пользователей на информацию из банков данных),
· телетекст (дополнение TV программ информацией, передаваемой во время обратного хода луча кадровой развертки телевизионного сигнала).
Организация телематической службы связана с выбором некоторой платформы предоставления услуг, использующей ресурсы, как правило, уже существующих сетей. Платформой предоставления услуг называется совокупность объединенных ресурсов сети, участвующих в производстве и предоставлении услуг.
При формировании платформы предоставления услуг могут быть задействованы ресурсы сетей общего пользования и частных сетей.
Оператор сети – юр.-лицо - собственник сети (государственная структура или частная компания), обеспечивает ее эксплуатацию и требуемый уровень показателей ее работоспособности.
При организации платформы услуг могут быть использованы ресурсы сетей нескольких операторов, заключивших между собой коммерческие соглашения.
Кроме того, сетевые ресурсы, принадлежащие одному и тому же оператору, могут быть задействованы в различных платформах предоставления услуг.
Организация предоставления конкретных услуг может осуществляться частной компанией, не являющейся собственником сети, которая формирует платформу предоставления услуг путем аренды сетевых ресурсов (например, выделенных каналов связи) у операторов сети. Такая компания также является юридическим лицом, с которым пользователь устанавливает коммерческое соглашение на предоставление услуг и приложений, и называется провайдером (Service Provider), или поставщиком услуг. Примером являются Internet провайдеры на Украине. Провайдеры, в отличие от операторов сети, более гибко реагируют на конъюнктуру рынка услуг связи.
|
|
На этапе цифровизации сетей электросвязи появилась возможность предоставления различных услуг на базе единой интегрированной сети как общей телекоммуникационной среды для передачи любых информационных сообщений, представленных в цифровом коде. Это повлекло за собой интеграцию и самих служб, и, как итог, – появление цифровых сетей с интеграцией служб ISDN (Integration Service Digital Network).
Классификация услуг в интегральной сети (с точки зрения пользователя):
· телекоммуникационные услуги (телефония, передача данных, телефакс, телетекс, аудио- и видеоконференц-связь);
· информационные услуги (видеотекс, видео по запросу, телетекст);
· услуги развлечений (предоставление продукции индустрии развлечений);
· услуги, базирующиеся на информации (приобретение товаров на дому, когда по запросу пользователя организуется доставка товара на дом).
· услуги, связанные с профессиональной деятельностью
· и так далее.
Услуги, предоставляемые пользователям сети, могут предлагаться им в
· ординарной форме (со стандартным набором функций) либо с
· расширенным набором функций, обеспечивающим повышение их качества и удобства связи, например,
· сокращенный набор номера для вызываемых абонентов,
· извещение о поступлении вызова с индикацией,
· переадресация вызова,
· перевод оплаты (или ее части) за услуги вызываемому абоненту,
· указание даты и времени при установлении соединения,
· выявление абонентов, осуществляющих злонамеренные вызовы и т. п.
Расширение функций предоставляемых услуг обеспечивается организацией в сети так называемых дополнительных видов обслуживания (ДВО). ДВО используются только при соответствующей заявке пользователя и могут быть различными для разных групп абонентов. Разделение видов обслуживания на основные и дополнительные позволяет организовать новый принцип предоставления услуг пользователям, при котором услуга основного вида может дополняться одним или несколькими ДВО, в зависимости от запроса пользователя.
|
|
Реализация ДВО в сети в виде выделенной надстройки получила название интеллектуализации сети, так как при этом предусматривается широкое использование элементов искусственного интеллекта в виде экспертных систем, синтезаторов и распознавателей речи и т. п. Следует отметить, что технология интеллектуальной сети IN (Intelligent Network) может быть реализована на базе любой сети, но наибольший эффект она дает при использовании в качестве технической основы ISDN.
Концепция интеллектуальной сети IN предусматривает большой динамизм спектра предоставляемых услуг, при котором становится уже целесообразным классифицировать отдельные компоненты услуг и приложений, позволяющие компоновать любой вид услуги по запросу пользователя из указанных компонентов как независимых от вида обслуживания и друг от друга функциональных блоков SIB (Service Independent Block).
Появление интегральной сети ISDN потребовало проведения больших работ по стандартизации и международным соглашениям. Международные рекомендации в этой области разрабатываются Сектором по стандартизации телекоммуникаций Международного Союза Электросвязи МСЭ-Т (INU-T), ранее именуемого Международным Консультативным Комитетом по Телеграфии и Телефонии МККТТ (CCITT).
Классификация служб в интегрированной сети (не зависимо от форм связи), по отношению к функциям оконечных устройств (по рекомендации МККТТ):
· службы передачи
· телеслужбы.
Службы передачи обеспечивают транспортировку информации с соблюдением установленных правил только между опорными точками интегральной сети (точками подключения абонентов) и не несут ответственности за совместимость функций связи оконечных устройств пользователей. Ответственность в данном случае целиком лежит на пользователях, которые приобретают эти устройства.
Телеслужбы предназначены для организации связи пользователь–пользователь с поддержанием функций оконечных устройств, обеспечивая их совместимость (например, телефония, телетекс, телефакс, видеотекс).
Классификация служб по интерактивности (по рекомендации МККТТ):
· интерактивные и
· дистрибутивные (с разветвленным режимом работы или вещательные) службы.
Интерактивные службы охватывают следующие классы служб: диалоговые службы, службы с накоплением и службы по запросу.
· Диалоговые служ бы обеспечивают двусторонний обмен информацией в реальном масштабе времени (без промежуточного накопления) между пользователями или между пользователем и ЭВМ (телефония, телекс, телефакс, передача данных).
· Службы с накоплением предназначаются для непрямой связи между пользователями с помощью промежуточного хранения информационных сообщений. Промежуточное хранение производится в центральных устройствах сети, так называемых электронных почтовых ящиках, из которых сообщения могут извлекаться адресатами либо автоматически переправляться сетью абоненту в соответствии с его условиями, например во время действия льготных тарифов. Службы с накоплением могут использоваться при передаче аудио-, видеосообщений, текста, данных, передаваемых в режиме электронной почты. В связи с этим появились названия «голосовая почта», «видеопочта» и т. п.
· Службы по запросу дают возможность пользователю получать информацию из банков данных. Примером является предоставление услуг видеотекса и его разновидностей.
Дистрибутивные службы обеспечивают распределение сообщений от одного центрального источника информации к неограниченному числу абонентов, имеющих право на прием. С помощью этих служб реализуется работа средств массовой коммуникации (массмедиа). Пользователь может принимать поток сообщений в любой момент времени, но он не может влиять ни на временное течение его, ни на содержание. Классическими примеры: звуковое и телевизионное вещание, телетекст. Не исключается возможность применения этого режима и для других видов сообщений, например факсимильных, данных.
Интерактивные и дистрибутивные службы, в зависимости от требований к совместимости, могут предлагаться Администрациями и операторами сети как телеслужбы и как службы передачи.
Позднее ITU-T вводит новый термин «сервис» или «телекоммуникационный сервис», не используемый ранее для специализированных сетей, под которым понимается удовлетворение со стороны сети специфических требований пользователей к связи.
Фактически сервис есть некоторое обобщенное понятие, охватывающее как различные услуги (в частности дополнительные виды обслуживания), так и обеспечение различных видов связи с предоставлением каналов, разных по скоростям, по среде передачи (проводные, беспроводные) и принципу предоставления пользователю (на время передачи или аренды на длительное время) и т. д.
Для сервиса определены также две разновидности:
· опорный сервис (Bearer Service) и
· телесервис (Teleservice), которые аналогичны функциям служб передачи и телеслужб, соответственно развивая и дополняя их.
Дальнейшее развитие сетей с переходом на оптоволоконную среду с применением технологий высокоскоростной передачи цифровых потоков обеспечило интеграцию более широкого спектра видов связи, включая кабельное телевидение. Для широкополосных видов сервиса Рекомендациями ITU-T предусмотрено четыре класса сервиса (A, B, C, D). Наиболее жесткие требования по передаче информации предъявляются в классе А.
Таблица 1.1 – Характеристика вида сервиса
Характеристика вида сервиса | Технические характеристики класса сервиса | |||
А | В | С | D | |
Согласование времени взаимодействия между источником и потребителем | требуется | требуется | не требуется | не требуется |
Скорость передачи | постоянная | переменная |
В этом классе должна быть обеспечена постоянная скорость передачи, что требуется, например, для телефонии, телевидения. Если же при передаче видеоинформации или данных в интерактивном режиме можно допустить переменную скорость передачи без потери допустимого качества, то может быть предложен класс В. Классы С и D в первую очередь могут использоваться при передаче информации в режиме электронной почты. Класс D характерен вообще для связи локальных вычислительных сетей (ЛВС).
Все широкополосные виды сервиса также разделяются на интерактивные и дистрибутивные режимы обслуживания.
Широкополосная интегрированная сеть, обеспечивающая все виды сервиса, получила название мультисервисной сети. Ресурсы такой сети представляют собой единую мультисервисную платформу (Multiservice Platform) предоставления всевозможных услуг и приложений пользователям (рис. 1.1).
Окремі мережі |
КТМЗК |
ТлгЗК |
ПД |
TV |
ISDN |
Консолідація мереж на основі високошвидкісних мереж |
Цифрові потоки |
КТМЗК |
ТлгЗК |
ПД |
ISDN |
TV |
Мультисервісна платформа |
Multiservice platform |
Рисунок 1 – Стратегія розвитку платформ надання послуг