Этапы социализации.
Выделяют два этапа
Существует три точки зрения на периодизацию социализации
1.Выделяют следующие этапы:
a. дотрудовой
b. трудовой
c. послетрудовой
a. первичная: от рождения до формирования зрелой личности
b. вторичная: ресоциализация – период социальной зрелости личности и освоение различных норм, ценностей, ролей в период социальной зрелости.
3.Периодизация основана на 3-х основных критериях:
a. время физического и социального созревания
b. характер, особенности доминирующих форм деятельности
c. основные соц. институты, агенты социализации
1. Младенчество (от рождения до 3 лет). Основная деятельность – общение. Основные агенты – семья, родственники. Для этого этапа характерна моноинституциональная социализация.
2. Детство (3 – 6-7 лет). Основная деятельность – игра (ролевая). Основные агенты – семья, появляются новые институты: дет сад, друзья, СМИ. Переход от моноинституциональной к полиинституцианальной социализации.
|
|
3. Подростковый период (6-6 – 13-14 лет). Основная деятельность – игра и появляется учебная деятельность. Основные агенты – семья, друзья, школа. Происходят изменеия в биологическом состоянии, происходит созревание личности, которое накладывает отпечаток на социализацию.
4. Юность (13-14 – неопределенна). Верхняя граница – по содержательному отношению: переход к профессионально-трудовой деятельности. Основная деятельность – образовательная, общение, досуговая, выбор профессии, построение карьеры, выбор дальнейшего жизненного пути. Основные институты - образование, возрастает роль товарищества, уменьшается значение семьи. Этап заканчивается формированием социально зрелой личности.
· психологическая зрелость
· физическая зрелость, которая готова к самовоспроизводству, способна самостоятельно зарабатывать на жизнь, распоряжаться своими средствами, самостоятельно принимать решения, способна сама отвечать за свои поступки.
5. Период функционирования социально зрелой личности (20-25 – 35-40 лет). Высокая активность в профессиональной сфере, создание собственной семьи, раскрытие личностного потенциала. Основная деятельность – профессиональная, семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, общение. Основные институты – производственный, трудовой коллектив, своя семья, СМИ и т.д.
6. Время от пика зрелости до выхода на пенсию (35-40 – 55-65 лет). Основная деятельность – труд, семейно-бытовые, социально-политические, общение. Основные институты – трудовой коллектив, семья, СМИ, окружение.
7. 55-65 лет до смерти. Период пенсионного возраста и отказа от профессиональной деятельности. Переключение человека на непрофессионально-трудовую деятельность (досуг, общение..). Происходит осмысление пройденного жизненного пути и его оценка. Эта оценка может привести к двойственным последствиям:
|
|
· происходит осознание собственной идентичности
· или неудовлетворенность жизнью, отчаяние
Главную роль играют социальные институты, связанные с возможностью социальной защиты личности и оказание ей морально-психологической помощи. Основной институт – семья. Моноинституциональная социализация.
Социализация личности осуществляется в процессе взаимодействия с разнообразными факторами.
Факторы социализации: социальные институты, социальные организации, социальные группы и т.д. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщенней она является и интенсивней он протекает.
· макрофакторы: общества, государство, его соц. институты, СМИ.
· мезофакторы: это факторы, составляющие социум личности вшироком плане (регион, село, этнос, местные СМИ, предприятия, уч.заведения, церковь)
· микрофакторы: это факторы, непосредственно влияющие на процесс социализации личности (семья, товарищи, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.)