В таблице 2.1 описаны наиболее часто встречающиеся виды разрушения зубчатых передач, а также критерии работоспособности, выполнение которых обеспечит их отсутствие.
Вид разрушения
| Описание
| Критерий работоспособности
| Примечание
|
1. Усталостный излом зубьев
|
Возникает при многократном действии переменных напряжений изгиба
|
Объемная прочность
|
Характерно для передач, зубья которых закалены до высокой твердости
|
2. Усталостное выкрашивание боковых поверхностей зубьев
|
Возникает при многократном действии контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев.
Материал отслаивается, возникают углубления (раковины).
|
Контактная (поверхностная) прочность
|
Характерно для закрытых передач, работающих при хорошей смазке
|
3. Хрупкий излом или пластическая деформация
|
Возникает при кратковременных перегрузках (пиковых нагрузках)
|
Объемная прочность при перегрузках
Контактная прочность при перегрузках
|
Характерно для передач, зубья которых закалены до высокой твердости
|
4. Износ
| В местах контакта двух зубьев наблюдается относительное скольжение, сопровождающееся истиранием боковых поверхностей зубьев.
| Износостойкость
| Характерно для открытых передач, работающих с периодической смазкой
|
5. Заедание или схватывание
| Вследствие высоких контактных давлений и трения происходит повышение температуры, возникает микросварка поверхностных слоёв и разрушение этой связи
| Теплостойкость
| Характерно для передач с повышенным скольжением в зацеплении (червячные, винтовые, гипоидные)
|