У человека всегда существовала потребность сделать свою одежду красивой. Даже когда не было одежды из ткани, человек украшал свое тело татуировками.
Совокупность орнаментов, которыми оформляется костюм, всегда достаточно полно определяло и определяет художественный стиль своего времени. Его фактура и пластические свойства способны активно воздействовать на развитие той или иной модной тенденции в костюме.
Костюм и орнаментальный рисунок полотна - единое неделимое целое, т. к. форму нельзя отделить от орнамента, если он в ней присутствует. Более того, орнамент на полотне можно рассматривать как специфическое средство композиции костюма, как часть формы.
Костюм как объемно-пространственную структуру достаточно полно характеризует соотношение размеров пространственных форм (лифа, юбки, рукавов) и линейных характеристик элементов (линии силуэта, рельефы и т. д.) в сочетании с материалом, его фактурой, цветом и рисунком. Орнаментальное полотно обогащает композицию костюма, позволяет получать принципиально новые решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. И чем активнее полотно, тем большее значение оно имеет в общей композиции.
|
|
С помощью орнамента дизайнер может сделать изделие более экстравагантным и выразительным, подчеркнуть его повседневное или праздничное назначение, придать изделию различные эмоциональные оттенки, но при этом необходимо чувство меры и знание законов композиции.
Так, например, при использовании контрастных, эмоционально-выразительных орнаментов необходимо четкое лаконичное решение силу эта и, наоборот, при сдержанном декоре уместно использование сложных конструктивных решений костюма.
Дизайнер, думая о своей будущей орнаментальной композиции, всегда должен исходить из художественного образа костюма. Композиция костюма является первоосновой, которая определяет и регламентирует решение орнамента (прил. 4).
Говоря о композиции костюма и функции в ней орнаментального рисунка, следует обратить особое внимание на различные ритмические и пластические членения пространственных форм костюма (прил. 5).
В костюме все его составные части подчинены целому. Каждая часть, безусловно, обладая определенной долей самостоятельности, тем не менее должна способствовать целостному восприятию всей структуры. В членении целого на части всегда реализуется один из главнейших принципов композиции - закон соподчинения частей целому. Характер членения зависит от того, что хочет выразить этим художник, какая образная идея руководит им.
Членение формы одежды может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным. Членение по горизонтали дает ясное представление об основных частях фигуры человека, подчеркивает степень значимости той или иной формы, создает зрительное движение. Членение по вертикали позволяет установить равновесие, добиться устойчивости формы, иллюзии удлиненных пропорций. Членение по диагонали разрушает равновесие формы, подчеркивает асимметричность одежды, придает ей динамку, подвижность.
|
|
Известны следующие виды членений в костюме:
ü ритмическое членение одежды деталями (воротники, манжеты, карманы и т. п.), элемент членения выступает как площадь, как декоративный акцент на общем фоне изделия;
ü мнимое членение, где на одной форме создается иллюзия нескольких с помощью использования двух и более контрастных декоративных элементов;
ü линеарное членение одежды рельефами, декоративными швами, бейка ми, кантами, акцентирующих конструктивные членения костюма.
Указанные виды ритмических членений в одежде можно рассматривать как способы орнаментации костюма, как принципы внутреннего заполнения силуэта орнаментальными мотивами. При этом пластический образ костюма диктует характер и расположение членений в костюме. Форма костюма, для которого проектируется рисунок, его силуэтное и конструктивное решение должны подсказывать композицию самого рисунка, его размеры и ритм. Важно уметь мыслить орнаментальными образами через формы костюма, добиваясь органического единства орнамента и костюма.
Рис. 42. Влияние силуэта костюма на восприятие орнаментального полотна
Наиболее существенной характеристикой костюма является силуэт. Силуэт может быть прямой, полуприлегающий и т. д. В соответствии с этим форма костюма может быть прямой, облегающей фигуру или ниспадающей свободными складками. В зависимости от этого рисунок полотна в изделии воспринимается по-разному: в первом случае он кажется плоским (рис.42, а, б), во втором - изменяет свое направление соответственно форме фигуры(рис. 42, в, 43, а), в третьем случае его раппорт по ширине зрительно уменьшается, из-за чего рисунок как бы приобретает новый ритм (рис. 43, б).
Задача дизайнера при работе над композицией рисунка сводится к тому, чтобы четко представлять, как возникший творческий замысел будет реализован в готовом изделии на фигуре человека и насколько убедительно раскроются при этом особенности орнамента (колорит, масштаб, ритмический строй и т. п.). Дизайнер должен представлять ту ситуацию, в которой будет функционировать костюм, закладывать вхарактер проектируемого рисунка те композиционные решения, которые наилучшим образом будут соответствовать назначению изделия, стремиться к стилевому единству формы и содержания (орнамента).
Рис. 43. Влияние силуэта костюма на восприятие орнаментального полотна