Физическая культура в развитых капиталистических странах после Второй Мировой войны

После Второй мировой войны, в 1950-60-е гг., в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. С разгромом фашизма милитаризация физического воспитания в Германии, Японии, Италии была ликвидирована. Содержание физического воспитания в Англии, США, Австралии, Канаде и Скандинавских странах в 1940-е гг. его осталось практически таким же, как и в довоенные годы.

Проследить какое внимание уделялось государствами физическому воспитанию, мы можем на примере США. Из опубликованных в 1950 г. данных о показателях физической подготовки в США было очевидно, что: 1. физическое развитие школьников 6-16 лет в Америке ниже, чем в Западной Европе; 2. уровень физической подготовленности в частных школах был выше на 10-15 %, чем в государственных (в государственных школах США и Англии обучается 90-95 % всех детей).

Войны в Корее (1950-1953 гг.) и Вьетнаме (1964-1973 гг.) продемонстрировали издержки физической подготовленности американцев. В 1956 г. президент Эйзенхауэр сформировал Президентский совет по физической подготовке и спорту, который стал одним из главных проводников национальной кампании оздоровления американской нации. С тех пор раз в 10 лет проводится тестирование всех школьников США в возрасте 6-17 лет по единой программе: бег (челночный 4x30 фунтов, 30 фунтов – 9,14 м и на 1 милю-1609 м), подтягивание на перекладине, упражнения на пресс (количество сгибаний и разгибаний туловища за 1 мин.). До конца 1980-х гг. выполнить «президентские» тесты могли не более 2 % школьников. В настоящее время требования несколько снижены. За выполнение тестов предусмотрены различные поощрения: дипломы, подписанные президентом США; специальные почетные нашивки, грамоты; о выполнивших нормативы пишут в газетах, их показывают по телевидению.

Однако в 1980-х гг. лишь треть американских школ имели средства на реализацию обязательных программ. Поэтому сейчас в странах Запада большое распространение получили дополнительные и факультативные, т.е. внеурочные формы занятий, финансируемых, в основном из добровольных взносов родителей, а также средств, выделяемых из школьных фондов. В США программы внеурочных занятий составляет образованный в начале 1980-х гг. Национальный совет внутришкольного спорта. Во многих школах США существуют советы по делам внутришкольного спорта, в которые входят учащиеся и родители. С начала 1980-х гг. по инициативе Президентского совета ежегодно определяют лучших специалистов в области физического воспитания США. Профессия тренера и учителя физкультуры весьма престижна. Педагог занимается лишь непосредственно обучением и воспитанием детей. Дневная нагрузка не должна превышать 5 ч., недельная – 25-30 ч. Ежедневно учитель проводит консультативный час для детей и родителей. Динамика физического развития и подготовленности каждого ученика фиксируется на компьютере. Уже с детского возраста американцев убеждают, что реальная ценность спорта – в подготовке к достижению жизненного материального успеха, что он прививает волевые черты характера, необходимые для одержания побед. Большинство американских школьников тяготеют к трем исконно американским видам спорта: американскому футболу, баскетболу и бейсболу (в школах приоритет, как правило, отдается футболу). На примере футбольной этики и воспитывается подрастающее поколение Америки… «Накажи нападающего!», «Будь бойцом!», «Сломай его дух!», «Заставь противника бояться!». Психология американца – выделиться, быть лучше других. Они не любят неудачников и слабосильных. На протяжении своей более чем 200 летней истории американцы поклоняются культу силы, олицетворением которой в спорте является победитель – чемпион. Равнение на чемпиона – один из основных движущих психологических факторов, который присущ практически всем американским школьникам. Они любят спорт и убеждены, что он готовит их к жизни, помогает воспитывать характер, уверенность в себе, укрепляет здоровье.

Особенности содержания программ:

США: единой программы для всех школ не существует, каждый штат и школьный округ имеют право разрабатывать собственную программу; ежедневные занятия в 10-12 классах введены с 1964 г., в 7-9 – по три часа в неделю, 1-6 классы – 2 раза по 15-20 мин. ежедневно.

Англия: нет единой программы, каждая школа составляет свою программу физического воспитания; 1-9 классы занимаются по 5 часов в неделю.

Австрия: 1-4 классы по 2 часа в неделю, 5-9 – по 3 ч.

Япония: 1-9 классы – по 3 часа в неделю, 10-12 – по 3-4 ч.; в 12 классе предусмотрен 1 час теоретических занятий.

Бельгия: 1-12 классы по 3 часа в неделю; танцы и плавание включены в программу во всех классах.

Таким образом, после Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная форма работы в виде дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию.

Выводы по теме:

1. Филантропизм способствовал включению физического воспитания в программу школьного обучения, а также становлению немецкой и шведской гимнастических систем.

2. Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX – начале XX вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

3. С конца XIX - начала XX в. наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр. К 30-м гг. XX в. уточняется классификация физических упражнений по их принадлежности к различным видам спорта. Активному распространению спорта в мире во второй половине века способствовал его выход на уровень международных отношений, становление средством демонстрации мощи, престижности государств и заинтересованность в этом государственных политических деятелей.

4. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдалась милитаризация физического воспитания и спорта, которые стали средствами военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявилось в Германии.

5. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Единых программ для всех школ, как правило, не существует, а составляется с учетом возможностей и традиций школы. Большое распространение получает внеурочная и внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: