Компетенция: сущность, структура, основные виды

Понятие о содержании образования

Содержание образования является конкретным ответом дидактики на вопрос \"Что учить?\"

В традиционной педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки и, что достигается в результате учебно-воспитательной работе. Он ориентирован главным образом на знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в течение исторического развития, содержание образования способствует вхождению человека в социальную среду, ее приспособлению к культурным, психологическим, социологическим факторам, обеспечивающую его жизнедеятельность.

Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие целостной личностные: ее природных особенностей (здоровья, способностей чувствовать, мыслить, действовать) социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником), свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества) При этом развитию природных, социальных и культурных начал служит содержание образования, имеет общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Компетенция (от лат competencia - круг вопросов, с которыми человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом) - это интегрированный результат овладения содержанием общего среднего образования, который выражается в готовности те ученика использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы деятельности в конкретных жизненных ситуациях для решения практических и теоретических задаач.

Компетенция является интегральным результатом взаимодействия компонентов:

мотивационного что выражает глубокую заинтересованность в данном виде деятельности, наличие личностных смыслов решать конкретную задачу;

целевого связанного с умением определять личные цели, сопоставимые с собственными смыслами; составлением личных проектов и планов; осознанным конструированием конкретных действий, поступков, которые обеспечат достижения ния желаемого результата деятельности

ориентациитого что предусматривает учет внешних условий деятельности (осознание общей основы деятельности, знание о круге реальных объектов; знания, умения и навыки, касающиеся круга) и внутренних (суб ' \"объектно опыт, имеющиеся знания, предметные и межпредметные умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности и т.д.) Работа ученика относительно собственных сильных и слабых сторон

фунщионального что предполагает способность использовать знания, умения, способы деятельности и информационную грамотность как базис для формирования собственных возможных вариантов действия, принятия решений, применение новых форм м взаимодействия и т.д.

контрольного что предполагает наличие четких измерителей процесса и результатов деятельности, закрепление правильных способов деятельности, совершенствования действий в соответствии с определенной и принятой цели;

оценочного связанного со способностью к самоанализу; адекватного самооценки своей позиции, конкретного знания, необходимости или ненужности для своей деятельности, а также метода его получения или ис истанн.

Эти компоненты в структуре общей компетенции ученика тесно взаимосвязаны Поэтому каждый компонент может влиять на развитие других компонентов

Знание человеком соответствующей компетенцией обозначается термином \"компетентность\" Если компетенция является заранее заданной норме образовательной подготовки, то компетентность - это качество личности, необходимость дна для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

1.Умениями учиться программирует индивидуальный опыт самостоятельного учения Ребенок, который умеет самостоятельно учиться, в будущем сможет самостоятельно и творчески работать, жить

Компетентность предполагает, что ученик:

- сам определяет цели учебно-познавательной деятельности или принимает учителеву;

- планирует, программирует свою деятельность;

- организует свой труд для достижения цели;

- отбирает или находит нужны знания, способы для решения задачи;

- выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные или практические действия, приемы, операции;

- осознает свою деятельность и практически ее совершенствует;

имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки

2. Общекультурная касается развития культуры личности и общества во всех ее аспектах Она, прежде всего, предполагает умение:

- анализировать и оценивать важнейшие достижения национальной и мировой науки и культуры, ориентироваться в культурной и духовной контекстах современного украинского общества;

- применять средства и технологии интеркультурнои взаимодействия;

- пользоваться родным языком и иностранными языками, применять навыки речи и нормы соответствующей языковой культуры; использовать родной и иностранные языки в активном взаимодействии;

- направлять самовоспитания на единство индивидуальных, национальных и общечеловеческих ценностей;

- реализовывать модели толерантного поведения в условиях культурных, языковых, религиозных и других различий между народами и странами

3. Гражданская предусматривает следующие способности:

- ориентироваться в проблемах современного общественно-политической жизни в Украине, знать процедуры участия в деятельности политических институтов демократического государства, органов местного самоуправления;

- применять процедуры и технологии защиты собственных интересов, прав и свобод граждан, выполнения гражданских обязанностей в рамках местной общины, государства;

- взаимодействовать с органами государственной власти на пользу себе и гражданскому обществу;

- использовать способы деятельности и модели поведения, соответствующие действующему законодательству Украины, удовлетворяют собственные интересы лица и защищают права человека и гражданина;

- принимать индивидуальные и коллективные решения, учитывая интересы и потребности граждан, общества и государства

4. Предпринимательская предусматривает реализацию способностей:

- соотносить собственные экономические интересы и потребности с имеющимися материальными, трудовыми, природными и экологическими ресурсами, интересами и потребностями других людей и общества; применять технолог гии мониторинга ресурсов и обеспечения устойчивого роста

- организовать собственную трудовую и предпринимательскую деятельность и труд коллектива, ориентироваться в нормах и этике трудовых отношений;

- анализировать и оценивать собственные профессиональные возможности, способности и соотносить их с потребностями рынка труда;

- составлять, осуществлять и оценивать планы предпринимательской деятельности и личные бизнес-проекты, разрабатывать программы действий и принятия экономически и экологически обоснованных решений в динамичном мире;

презентовать и распространять информацию о результатах - продукты собственной экономической деятельности и деятельности коллектива

5. Социальная предусматривает следующие способности:

- анализировать механизмы функционирования социальных институтов общества, определять в них свое место; проектировать стратегию своей жизни с учетом интересов и потребностей других людей;

- продуктивно работать в различных направлениях в группе и команде, выполнять различные роли и функции в коллективе;

- конструктивно разрешать конфликты, достигать консенсуса, брать на себя ответственность за принятые решения и их выполнение;

- совместно определять цели деятельности, планировать, разрабатывать и реализовать социальные проекты и стратегии действий;

- определять цели общения, уметь эмоционально настраиваться на общение с другим; применять стратегии общения в зависимости от ситуации

6. Компетенции с информационных и коммуникативных технологий (ПСТ) предусматривают способности:

- применять информационно-коммуникативные технологии в обучении и повседневной жизни;

- рационально использовать компьютер и компьютерные средства для решения задач, связанных с обработкой информации, поиском, систематизацией, хранением, предоставлением и передачей;

- строить информационные модели и исследовать их с помощью средств ИКТ;

- оценивать процесс и достигнутые результаты технологической деятельности

7. Здоровьесберегающей предусматривает сохранение собственного физического, социального, психического и духовного здоровья и здоровья своего окружения Она включает:

- жизненные навыки, способствующие физическому здоровью (рациональное питание, двигательная активность, санитарно-гигиенический режим труда и отдыха);

- навыки, способствующие социальному здоровью (эффективное общение, сочувствие, разрешения конфликтов, поведение в условиях давления, угроз, дискриминации, совместная деятельность и сотрудничество);

- навыки, способствующих духовному и психическому здоровью (самосознания и самооценка, анализ проблем и принятие решений, определения жизненных целей и программ, самоконтроль, мотивация успеха и трен ния свободы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: