Правовой конфликт: понятие, причины возникновения, этапы развития, предотвращение и управление

Международные пра­во­вые ак­ты, имеющие обя­за­тель­ный ха­рак­тер (между­народ­ные до­­говоры и конвенции) и международные пра­во­вые ак­ты, имеющие ре­ко­мен­да­тель­ный характер.

Уникальность способов АРС проявляется и в том, что источниками нормативного регу­ли­­рования способов АРС являются международные акты в форме международных согла­ше­ний и Типовых законов ЮНСИТРАЛ.

Характер международных соглашений (обязательный или необязательный) для Рес­пуб­лики Беларусь, его юридическая сила определяются согласно правилам ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В качестве примера можно привести Конвенцию ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года)

Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) были подготовлены два Типовых закона в области АРС, которые впоследствии были одобрены и рекомендованы Генеральной Ассамблеей ООН для при­нятия подобных законов на уровне национального права:

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (1985 год)

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной про­цедуре» (2002 год). Этот Типовой закон представляет собой свод положений, которые рекомендованы государствам для включения в их национальное право; его содержание ис­чер­пывается 14 статьями. Поскольку текст Типового закона ЮНСИТРАЛ разработан с уче­том практики применения согласительных процедур во многих странах, его исполь­зо­ва­ние в национальном праве различными государствами призвано способствовать едино­обра­зию правового регулирования в области согласительных процедур.

В сфере альтернативного разрешения споров существует несколько актов между­народ­ного уровня, разработанных под эгидой Совета Европы и одобренных Комитетом министров Совета Европы для государств-чле­нов. К ним относятся:

Рекомендация R (98) 1 о семейном посредничестве (Recommendation R (98) 1 on family mediation);

Рекомендация R (99) 19 о посредничестве в уголовных делах (Recommendation R (99) 19 on mediation in criminal matters);

Рекомендация Rec (2001) 9 об альтернативах судебному разбирательству между адми­нист­­ративными органами и частными сторонами (Recommendation R (2001) 9 on alternatives to litigation between administrative authorities and private parties);

Рекомендация Rec (2002) 10 о посредничестве по гражданским делам (Recommendation R (2002) 10 on mediation in civil matters).

Основной причиной недостаточного применения названных рекомендаций Комитета министров Совета Европы признается то, что они «относятся к нормам мягкого права и не являются юридически обязательными для государств-членов. Другим препятствием к широкому распространению рекомендаций являются слишком обширные формулировки принципов посредничества, закрепленные в рекомендациях».

Необходимо отметить появление в 2008 году нового правового акта на международном уровне – Директивы Европейского парламента и Евро­пейского Совета (от 21 мая 2008 года) относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах, цель которой состоит в упрощении доступа к урегулированию споров путем содействия исполь­зованию медиации и обеспечению сбалансированного отношения между медиацией и судебными

Правовые конфликты – вид конфликта социального, их протекание облечено в рамки правовых процедур.

Юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом.

Причины конфликта – это явление, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его:

социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические;

частные причины - связанные с конкретным видом конфликта:

неудовлетворенность условиями деятельности;

нарушение служебной этики;

нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов;

различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

неудовлетворительные коммуникации.

Общие конструктивные функции конфликта

1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в об­ществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельству­ет о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интере­сов в противоборстве.

2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов в соци­альной организации, которые привели к конфликту.

3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разря­дить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.

5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворен­ности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в буду­щем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конф­ликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творче­ство, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатыва­ются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.

7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предосте­речь от последующих более разрушительных конфликтов.

8 Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содер­жанием старые нормы.

Деструктивные функции конфликта

Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.

1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жер­твы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в воен­ном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

2 Конфликт может привести стороны противоборства (обще­ство, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного разви­тия, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, раз­рушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчужде­нию социальных образований внутри общественной системы.

5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе на­строений пессимизма и упадком нравов.

6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффек­тивности деятельности.

Динамика конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию ( предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

1 На скрытой (латентной ) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и глав­ные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конф­ликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно пре­тендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

Предконфликтная ситуация. Здесь закладываются предпосылки для образования конфликта. Это могут быть субъективные причины, объективные причины. При анализе предконфликтной ситуации следует выделять два этапа:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание, восприятие конфликтной ситуации

2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, это ситуация, которая провоцирует конфликт (например, не выполнение условий договора), т.е. своеобразный «спусковой механизм», способствующий развитию событий.

Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин кон­фликта, переход от деловых проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликтав сторону тем­ного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, нена­висть и т.п.;

• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его от­крытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Кульминация конфликта (развитие открытого конфликта). Конфликт достигает высшей точки по накалу аргументов и эмоций и может сопровождаться применением физической силы. Действия сторон могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми опосредованными в них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но они расширяют сферу конфликта. Кульминацией может стать судебное разбирательство и решение суда.

Разрешение конфликта

два возможных способа разрешения конфликта:

1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;

2) преобразование субъективной, психологической стороны, иде­альных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекра­щается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобра­зуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уров­не, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда пре­образуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внеш­нем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигает­ся, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания до­полнительных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: