Эмоциональное состояние пациента в процессе лечения

В клинической практике эмоциональное состояние больного оценивают путем расспроса и наблюдения. Учитывают содержание его высказываний, темп, последовательность и выразительность речи, громкость и интонации голоса. Обращают внимание на мимику и жестикуляцию, поведение. Так, при выраженной депрессии содержание высказываний пессимистическое, в беседе больной пассивен (только дает ответы на вопросы, и то с большой задержкой), речь малословная или односложная, тихая, монотонная, выражение лица печальное или мрачное, углы рта опущены, поза согбенная, движения замедленные, неловкие. При гипертимии суждения поверхностные, легкомысленные, самооценка завышена, тяжесть состояния преуменьшается или отрицается, речь быстрая, многословная, непоследовательная, излишне громкая и экспрессивная, мимика и жестикуляция усилены. Больной почти постоянно улыбается, шутит, смеется, излишне активен, не удерживается в постели, не соблюдает другие предписания врача, вмешивается в деятельность медицинского персонала, нарушает покой других больных. Апатичный больной одинок, пассивен при контакте с врачом, не проявляет интереса к проводимому обследованию и лечению, не всегда выполняет рекомендации врача.

По роду своей деятельности врачу чаще приходится сталкиваться с отрицательными эмоциями своих пациентов, что требует от него достаточной выдержки и умения регулировать свое собственное эмоциональное состояние. Для эффективной диагностики и лечения важно такое качество врача, как эмпатия — способность «вживаться» в психическое состояние другого человека, понимать мотивы его поведения, эмоциональные реакции и сопереживать. При этом врач должен обладать определенной стрессоустойчивостью, чтобы сохранить свои эмоциональные ресурсы и предотвратить появление симптомов профессиональной деформации или эмоционального выгорания. Известно выражение: «Врач не должен умирать с каждым больным».

Чувства в значительной мере воспитуемы. Способность регулировать свои чувства врач приобретает в процессе обучения и профессиональной деятельности. Она состоит в изживании примитивных негативных чувств по отношению к пациентам, даже если последние дают для этого поводы, склонности к зацикливанию на отрицательных эмоциях и в укреплении более высоких морально-этических чувств, основанных на интеллектуальных качествах. Моральные чувства (сочувствие, сострадание) возникают на основе профессионального долга и таких качеств, как отзывчивость, добросовестность, честность, терпимость, дисциплинированность. Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью и проявляются в пытливости, увлеченности своей работой, желании овладеть новым в своей профессии. Формирование таких чувств у врача способствует эмоциональной стабильности и является мерой профилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности, пессимизма и отрицательного действия стрессовых факторов (фрустрации, страха, отчаяния, разочарования), мешающих врачебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: