Методика русского языка развивается на стыке многих наук, таких как лингвистика, педагогика, психология, философия.
Лингвистика определяет содержание методики. Все достижения языкознания используются МРЯ. В методике учитывается природа языка, его социальная функция, связь с сознанием, уровни (от фонетического до тестового), а также специфика каждого из разделов.
Язык – система, и поэтому изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии. Например, при изучении грамматического значения какого-либо слова мы должны чётко представлять его словообразовательное значение, морфемный состав, лексическое значение, фонетическое оформление, возможности сочетаемости с другими словами, возможности включения в текст, орфографические особенности. Т.е. любое языковое явление изучается как единица системы. Содержание МРЯ определяется той суммой знаний о языке, которая устанавливается программами в системе народного образования.
Педагогика выявляет общие закономерности процесса обучения и воспитания. Связи в том, что: во-первых, в методике используются общедидактические принципы, во-вторых, применяются дидактические методы (поисковый, проблемный, метод анализа и синтеза и др.), в-третьих, как педагогическая наука, методика использует многие дидактические понятия и термины (цели обучения, развивающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.). У педагогики и методики общие воспитательно-образовательные задачи. Так, урок русского языка должен совмещать идею обучения и воспитания.
Связь с психологией осуществляется в опоре на закономерности мышления и речи, на уроках русского языка мы учим мыслить, а мысли облачать в слова. Методика русского языка и психология решают общие задачи: усвоение знаний, выработка умений и навыков с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.
С логикой методика связана тем, что именно логика даёт рекомендации для правильного построения рассуждений, для развития речи.
Методика принадлежит к числу общественных наук, она изучает определённые аспекты формирования личности. Методические основы методики, понимание целей и задач обучения языку обеспечивает философия. Теория познания, принятая в философии, утверждает, что путь к истине проходит следующие этапы: чувственного и рационального познания, проверки на практике. Всё информационное богатство, накопленное человечеством, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, словосочетаний, предложений, текстов. Т.о. овладение языком, усвоение языка – это связь времён и поколений.
Познание проверяется на практике, т.о. изучение языка должно быть построено таким образом, что изученные единицы использовались бы в индивидуальной и общественной практике, в различных видах деятельности учащихся. Философия определяет связь языка и сознания, языка и мышления. Мысль находит воплощение в речи; строя свою речь, учащийся формирует мысль, придаёт ей чёткость, доказательность, последовательность.
Возвращаясь к связи с лингвистикой, необходимо добавить, что методика связана не только с различными разделами языкознания, но и со смежными научными направлениями: стилистикой, риторикой, диалектологией, историей русского языка.