Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за её осуществлением. Государственный контроль – это проведение проверки выполнения ЮЛ или ИП при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных ФЗ или принимаемыми в соответствии с ними НПА. Например, на Федеральную службу по финансовым рынкам возложена функция по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов и др. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы является контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг; за соблюдением законодательства о естественных монополиях.
Под мероприятием по контролю понимается совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения ЮЛ или ИП обязательных требований, осуществлением необходимых исследований и экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
|
|
Мероприятия по контролю могут быть:
1) плановыми, которые могут проводиться не более чем один раз в год;
2) внеплановыми, для проведения которых необходимо мотивированное решения органа контроля.
ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении государственного контроля (надзора)» установлен ряд ограничений действий должностных лиц. Они не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции государственного органа;
2) осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц, работников проверяемых ЮЛ или ИП;
3) требовать предоставления информации, документов, образцов продукции, не относящихся к предмету проверки, и изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
4) распространять полученную в результате проведения мероприятий информацию, составляющую охраняемую законом тайну.
Права ЮЛ и ИП можно подразделить на две группы:
1) права, возникающие при проведении мероприятий по контролю (права присутствовать при проведении проверки, давать объяснения; знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем согласии или несогласия с ними; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля);
2) права на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).
22. Техническое регулирование: понятие, цели, принципы. Понятие и виды технических регламентов.
|
|
В статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» дается следующее определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование – обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство.
Цели технического регулирования:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) защита имущества физических или юридических лиц;
3) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
4) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Принципы технического регулирования:
5) применение единых правил установления требований;
6) соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
7) независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
8) единой системы и правил аккредитации;
9) единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
10) единство применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок;
11) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
12) недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
13) недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
14) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Виды технических регламентов:
1) общие (их требования обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оформлены как ФЗ, должны содержать основные нормы, распространяемые на очень широкий круг объектов);
2) специальные (устанавливают требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов; не должны противоречить общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого действия; устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).