Социальный педагог выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, он оказывает влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.
Социальный педагог выполняет:
· роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь ребенку реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы; социальный педагог является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;
· роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он, прежде всего, помогает своим клиентам расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;
|
|
· роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;
· роль конфликтолога,помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;
· роль аниматора,побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;
· роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социально-педагогической работы с конкретным клиентом;
· роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
Общие (базовые) характеристики социальных педагогов независимо от специализации:
· способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой;
· способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
· умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
· умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
|
|
· способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;
· умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.
Специалист должен уметь:
· отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятия педагогических решений;
· стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;
· анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
· выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб;
· поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.
Специалист должен уметь:
· отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятия педагогических решений;
· стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;
· анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
· выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб;
· поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.