Научное познание никогда не обходилось без руководства определенными предписаниями, правилами, методами. Метод - это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.
Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов. Методы мышления своими корнями уходят в почву практических действий. В истории науки методы возникали как результаты открытий, создания новых теорий. Формируясь в практике прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт последующих исследований, как объединяющее начало практики и теории. Не зря Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Ведь даже хромой, идущий по правильной дороге, опередит того, кто идет по бездорожью.
В научном познании метод должен отвечать определенным критериям научности. Одним из основных признаков научного метода является его обоснованность. Основательность метода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Наиболее развитой формой знания является теория. Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.
|
|
Разумное содержание процесса познания облекается в конкретные формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется познание, являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное. Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чем-либо. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо и о чем-либо. Суждения бывают утвердительные и отрицательные. Из имеющихся суждений образуется новое - умозаключение. Умозаключение - более высший уровень логического опосредования, чем суждение.
Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, постольку в каждый данный момент существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза - это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Но в силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства и только затем может приобрести характер теории.
|
|
Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи. Главное в научной теории - это входящие в нее законы. Развитие науки связано с открытием все новых законов природы. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.
Методы научного познания многообразны. В зависимости от предметной направленности различают физические, химические, биологические, социальные, исторические и др. методы исследования.
По степени общности методы бывают: частные, общенаучные, всеобщие. Частные методы применяют в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применяют в более широкой сфере научных исследований. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. А ко всеобщим методам относятся философские, универсальные.
В научном познании определяют два уровня: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование. К теоретическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция и другие.
Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического методов. Исторический метод - метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Ведь для истории характерны: во-первых, последовательность событий во времени и, во-вторых, наличие многообразных случайностей.
Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса. Историческая наука требует умения выделять основное, главное. Для этого нужно знать сущность рассматриваемого предмета. Напротив, нельзя вскрыть сущность предмета, пренебрегая его историей.
В научном познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. На ступени чувственного познания человек непосредственно соприкасается с окружающей действительностью, которая выступает как конкретная в многообразии своих качеств и свойств. В процессе познания мы идем от конкретного к абстрактному. Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых - универсальность. Эти методы действуют всюду. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития объекта. Философские методы однозначно не определяют линию поиска истины, поэтому решающее слово принадлежит практике. Если каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то стороны объекта, то возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов. Причем надо учитывать, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.